Содержание статьи:

Несмотря на то, что изготовлением фарфоровых изделий занимается множество заводов и фабрик, продукция из «белого золота» не падает в цене. Красивые, невесомые, но при этом прочные и долговечные сервизы, аксессуары, статуэтки пользуются большим спросом среди коллекционеров и обычных покупателей. Со времен своего возникновения (примерно в 620 г. н.э.) в китайском городе Цзиньдэчжень фарфор ценился очень высоко. Китайские ремесленники в своих трудах достигли небывалого мастерства: изящные вазы, аксессуары и сервизы с характерной росписью, декором, тщательно проработанными деталями, украшали залы императоров Поднебесной, экспортировались в страны Азии и Европы. Эквивалентом стоимости фарфоровой продукции было золото по курсу 1:1 г. После того как европейцы открыли секрет производства, фарфор немного упал в цене, но все рано оставался предметом роскоши, который могли себе позволить только состоятельные люди. В наше время купить фарфоровую чайную пару может себе позволить любой человек, однако, изделия из этого материала все равно существенно дороже посуды из обычной керамики. В чем же секрет дороговизны фарфора? Попробуем разобраться.

супрематизм. Суетин

Состав и технологии производства

Фарфоровая масса — это комбинация тщательно подобранных ингредиентов, которые смешиваются в определенных пропорциях. Основные составляющие — каолин (белая глина), полевой шпат и кварц. В зависимости от пропорциональных соотношений и наличия дополнительных добавок, выделяют следующие виды фарфора:

  • мягкий. Этот фарфор использовали китайские мастера для изготовления изысканного декора с мельчайшими, тщательно проработанными деталями. Материал отличается пластичностью, содержит около 40 % каолина, 30 % полевого шпата и 30% кварца. Заготовки обжигаются при температуре 1300 ⁰C;

  • твердый. Прочный фарфор, из которого изготавливается посуда. Содержит 45–50 % каолина, остальные доли в равной степени делят между собой полевой шпат и кварц. Высокотемпературный обжиг (до 1400 ⁰C) придает изделиям высокую прочность и характерный белоснежный оттенок;

  • костяной. Разновидность фарфора, которую изобрели исследователи ЛФЗ в 60-х гг. прошлого века. К основным компонентам добавляется фосфат кальция, взятый из перемолотой в муку костей крупного рогатого скота. Такая добавка придает фарфору сияющий вид, дает возможность изготавливать тонкостенные изделия, которые просвечиваются на солнце. Продукция из костяного фарфора считается элитной и стоит дороже, чем посуда из твердого материала.


ручная работа

Технология изготовления фарфоровых изделий сложная, многоэтапная и состоит из следующих шагов:

  1. В заготовительном цеху минералы перемалываются и смешиваются с водой в нужных пропорциях.

  2. Полученная масса (шликер) разливается ручным или механизированным способом в гипсовые формы.

  3. Излишки шликера сливаются.

  4. После застывания заготовки форма удаляется, будущее изделие оправляется, сушится.

  5. Отформованная заготовка поступает на обжиг. В зависимости от типа будущей продукции изделие обжигается от одного до нескольких раз при разной температуре (от 1000 ⁰C до 1400 ⁰C). Обжиг может занимать до нескольких суток.

  6. Изделие отправляется на глазурование и покрытие росписью.

  7. Готовая продукция проходит обязательный контроль качества на соответствие технологическим критериям с отбраковкой товаров, не удовлетворяющих установленным требованиям.

Фарфор декорируется разными способами:

  • подглазурной росписью (рисунок наносится до покрытия глазурью и обжига)

  • надглазурной (при нанесении узоров после глазурования и обжига)

  • смешанным способом (с применением подглазурного и надглазурного метода).

  • Широко используется деколь: на заготовку наклеивается переводная картинка со специальными керамическими красками. При обжиге пленка сжигается, а краски прочно впечатываются в стенки изделия. 

  


Влияние ручной работы и авторского дизайна

Посуда, статуэтки и аксессуары, расписанные талантливыми художниками ИФЗ (Императорского Фарфорового Завода),  стоят существенно дороже массовой продукции. Кропотливый труд, применение различных методик декорирования, огромный опыт работы с фарфором, дает возможность создавать мастерам-фарфористам настоящие произведения искусства, которые экспонируются в музеях и на выставках, служат предметом охоты коллекционеров.
 Авторские изделия выпускаются в единичных экземплярах или производятся ограниченным тиражом. Это существенно влияет на стоимость фарфора — эксклюзивные изделия, которых больше нет ни у кого, ценятся очень высоко.

Бренд и репутация производителя

Цена фарфоровых изделий, произведенных на старейших заводах и фабриках, выше, чем стоимость товаров фирм-однодневок. Это обусловлено следующими факторами:

  • применением испытанных технологий производства;

  • контролем качества продукции на каждом этапе изготовления;

  • использованием авторских методик декорирования.

Например, знаменитый мейсенский фарфор в основном производится и расписывается вручную признанными живописцами и формовщиками, поэтому стоит очень дорого. Столетия совершенствования мастерства, привлечение именитых художников к сотрудничеству, активное использование новых технологий наряду с сохранением традиций делают продукцию ИФЗ уникальной и долговечной. На каждой чашке и блюдце проставлено клеймо завода как знак качества, как подтверждение высочайшего уровня фарфора.

Декоративные и функциональные особенности

Сравнительная дороговизна фарфора объясняется также следующими особенностями материала:

  • долговечность. Несмотря на кажущуюся хрупкость, фарфор — стойкий и прочный материал. Посуда времен династии Мин не утеряла яркости красок, а парадные сервизы, изготовленные мастерами ИФЗ и преподнесенные в дар августейшим особам, выглядят так, будто были сделаны вчера;

  • экологичность. Фарфор изготавливается на основе природного сырья, для глазурования и росписи используются экологически чистые безопасные краски и покрытия. Посуда подойдет для детей и аллергиков;

  • эстетичность. Тонкостенный полупрозрачный фарфор выглядит воздушно и изысканно, поэтому сервизы используются для парадной сервировки стола;

  • гигиеничность. Высокотемпературный обжиг спекает материал, поэтому на поверхности нет пор, в которых скапливается грязь и болезнетворные микроорганизмы. 

Редкость и коллекционная ценность

Эксклюзивные изделия, выпуск которых был приурочен к событию или дате, а также продукция, произведенная ограниченным тиражом, стоят дорого. Например, у коллекционеров популярен агитационный фарфор ИФЗ. Статуэтки, посуда, декор с изображением знаковых персонажей времен 20–30 гг. ХХ века, с соответствующими надписями, лозунгами и девизами, привлекают пристальное внимание ценителей. Над созданием изделий работали такие знаменитые живописцы и скульпторы, как Казимир Малевич, Николай Суетин, Илья Чашник, Наталья Данько. Оригиналы и реплики их произведений ценятся очень высоко.


Заключение: факторы, влияющие на цену фарфора

Ответ на вопрос, почему фарфор дорогой, заключается в совокупности следующих факторов, влияющих на стоимость:
  1. Сложное многоэтапное производство.

  2. Ручная роспись, отделка и декорирование.

  3. Высокий рыночный спрос продукции именитых брендов, коллекционных изделий, выпущенных ограниченными тиражами, авторской эксклюзивной продукции.

  4. Сложность упаковки и транспортировки хрупкого товара.

  5. Сложность упаковки и транспортировки хрупкого товара, необходимость оплаты таможенных сборов и пошлин.

Инвестиционная ценность, связанная с долговечностью фарфора: чем «старше» изделия и чем лучше сохранены, тем они дороже.