Содержание статьи:
- История ручной росписи фарфора
- Материалы и инструменты для росписи фарфора
- Техники ручной росписи фарфора
- Секреты мастерства ручной росписи
- Значение ручной росписи в современном мире
- Как выбрать изделие с ручной росписью?
- Заключение
Авторская ручная роспись высоко ценилась со времен зарождения искусства декорирования фарфоровых изделий до наших дней. Это неудивительно, поскольку талантливые художники вкладывают душу в свои произведения, создают эксклюзивные композиции в единственном экземпляре или в ограниченном тираже. Посуда, расписанная вручную, популярна среди коллекционеров, обычных покупателей. Многие изделия признанных мастеров-фарфористов ИФЗ демонстрируются на выставках и экспозициях, представляя собой предметы культурной и художественной ценности.
История ручной росписи фарфора
С момента возникновения (примерно с 620 г. н.э.) в Китае рецепта изготовления фарфора, посуда и декор расписывались ремесленниками вручную. Китайские мастера совершенствовали искусство росписи и достигли небывалых высот: мельчайшие детали, элементы и складки одежды тщательно прорисовывались, пейзажи с перспективой выглядели натуралистично на объемной посуде.
После того как европейцы научились изготавливать изысканный тонкостенный фарфор, мастера-живописцы изначально копировали китайские сюжеты, орнаменты и узоры. Имитация восточного искусства без знаний философии, аллегорий и подтекстов придавали сюжетам вид забавных гротесков. Мотивы нашли отражение в ручной росписи в духе барокко и рококо, модных в XVIII в. Иоганн Херолдт, работавший в Мейсенской мануфактуре, создал около 1000 эскизов в духе шинуазри. Авторские рисунки отражали стилистику китайских мастеров с некоторой адаптацией к европейским условиям. Например, в рисунках нарочно или ненамеренно не учитывался масштаб: в пейзажных росписях фигуры людей выглядят громадными на фоне небольших деревьев, скал, домиков.
Постепенно европейские мастера выработали собственную манеру росписи фарфора, с характерными чертами для каждой именитой мануфактуры. Например, севрская посуда и декор расписывались в духе «помпадур», с обильной позолотой, преобладанием цветочных, растительных орнаментов, пасторальных сюжетов. Изысканность и прихотливая роскошь барокко и рококо сменилась модой на строгую и элегантную классику, что отразилось в сюжетах росписи скульптора Жана-Доминика Рошета, работавшего на ИФЗ во времена правления Екатерины II. Талантливый художник и его ученики разработали роскошные сервизы, в которые входило до 1000 предметов. Ансамбли хранятся в золотом фонде Эрмитажа.
Материалы и инструменты для росписи фарфора
Для расписывания фарфоровой продукции используются порошковые краски с окислами металлов, которые вплавляются в поверхность заготовки при высокотемпературном обжиге. Порошок разводится скипидарным маслом, которое улетучивается при температуре от +1000 ⁰C, а красящие пигменты впечатываются в глазурь. Художники используют особые инструменты для росписи: длинные и короткие кисточки с ворсом из натуральной беличьей шерсти, губки, тонкие иглы и палочки, которыми прорисовываются мелкие детали. Для расписывания подходят фарфоровые круглые заготовки белого цвета без бортиков, покрытые премиальной глазурью, поскольку на такой основе можно использовать разные виды нанесения (контурную, кистевую, рельефную).
Техники ручной росписи фарфора
В зависимости от техники нанесения выделяют три варианта росписи:
-
Подглазурную.
Заготовка декорируется до обжига и покрытия глазурью. Применяются термостойкие краски и специальные подглазурные карандаши, чтобы красящий состав не растекся, а вплавился в фарфоровое «тесто». Преимущество техники в том, что рисунок получается долговечный и не истирается со временем. Минус — приходится подбирать краску, потому что пигменты меняют цвет под высокотемпературным воздействием. Применяются составы на основе оксидов металлов (железа, цинка, марганца, алюминия, магния), глиноземов, кобальта, шпинели.
-
Надглазурную.
Роспись наносится на глазурованное покрытие. Плюс метода — проще подобрать краски, поскольку при финишном обжиге температура держится в диапазоне 700-900 ⁰C, можно устранить недочеты и дефекты, сняв верхний слой краски скипидаром, сделать отводку позолотой или посеребрением. Минус — сравнительная недолговечность рисунка, который истирается при частом мытье.
-
Внутриглазурную.
По методике исполнения способ схож с надглазурным вариантом, но изделие обжигается при температуре около +1300 ⁰C, что примерно на 400 ⁰C выше. Краски вплавляются в глазурь, поэтому изображение устойчиво к истиранию и механическим нагрузкам.
Отличить надглазурный от подглазурного рисунка просто: в первом случае он объемный, поскольку места, прокрашенные толстым слоем, выступают над поверхностью. Подглазурное изображение, впечатанное в глазурь, гладкое.
Рельефный декор — это дополнение изделия небольшими фигурами и другими элементами, выполненными и окрашенными в аналогичной технике (цветами, фигурками, завитками и т. п.) Детали крепятся к основе путем перфорации, граверным способом или при помощи специального клея.
Секреты мастерства ручной росписи
Художественные изображения на фарфоре — это огромный труд мастеров-живописцев. Тщательность прорисовки достигается ювелирными мазками тонкой кистью или перышком. Художники применяют классические техники, адаптируют их к своим задачам и потребностям, используют акварельные и живописные приемы, чтобы изделие выглядело оригинально и необычно.
Каждый авторский продукт уникален, поскольку добиться полной идентичности штрихов нельзя: если рассмотреть фарфор под лупой, то будут заметны мелкие неровности линий, легкие переходы цвета, связанные с неодинаковой толщиной мазков. Живописцы используют собственноручно разработанные приемы раскрашивания. Например, отличительная черта изображений талантливой художницы ИФЗ Ольги Будашовой — креативный подход к традиционным орнаментам, использование контрастных сочетаний и широких контуров.
Значение ручной росписи в современном мире
У авторских художественных работ по фарфору следующие преимущества:
-
Эксклюзивность. Каждое изделие уникально, даже в рамках ограниченного тиража с идентичными изображениями.
-
Красота и оригинальность. Живопись мастеров эффектно выделяется на фоне продукции, изготовленной промышленным способом (чаще всего деколью). В отрисовку чашек или тарелок художники вкладывают душу, создают неповторимые композиции, применяя авторские методики расписывания. Предметы выглядят живо, ярко и красочно.
-
Культурная и художественная ценность. Статуэтки, сервизы знаменитых живописцев представляют собой шедевры искусства, которые наглядно свидетельствуют о модных трендах эпох.
-
Высокая стоимость. Авторские фарфоровые предметы ценятся коллекционерами очень высоко, торгуются с аукционов, украшают частные и государственные собрания.
Как выбрать изделие с ручной росписью?
Эксперты рекомендуют руководствоваться следующими критериями при приобретении авторского фарфора:
-
Посмотреть на донышко. Главный признак авторской работы — наличие клейма и подписи художника.
-
Изучить рисунок. Деколь под лупой выглядит как густые мелкие точки одинакового цвета, а ручная работа представляет собой отдельные длинные мазки с неравномерной окраской.
-
Легкими движениями попробовать ощутить рельеф. Наличие объема — признак того, что вещь расписана вручную.
-
Оценить детализацию. Чем сложнее орнаменты и узоры, тем больше вероятность того, что предмет — работа мастера-фарфориста.
Перед приобретением фарфора желательно изучить информацию о художнике, заводе, коллекциях. Если есть сомнения в подлинности вещи, то лучше обратиться к эксперту, который профессионально оценит изделие.
Заключение
Фарфор, расписанный вручную талантливыми мастерами, не выходит и вряд ли выйдет из моды. Изделия такого типа наглядно отражают дух времени, представляют собой культурную и историческую ценность, служат предметом охоты для собирателей и коллекционеров. Традиции ручного расписывания фарфора широко распространены на ИФЗ. Сотрудничество с талантливыми мастерами дает возможность предлагать покупателям настоящие шедевры живописи по фарфору в разных стилях и жанрах.