Содержание статьи:
- Императорский фарфор: знаки качества и роскоши
- Частные мануфактуры: Гарднер, Попов, Кузнецов
- Советский фарфор: новые символы и массовое производство
- Клейма фарфора СССР
- Заключение
У российского фарфора славная долгая история, которая началась в 1744 г. с момента открытия Порцелиновой мануфактуры по высочайшему указу императрицы Елизаветы Петровны. За несколько лет удалось наладить производство настолько качественного фарфора, что сервизы, изготовленные русскими мастерами, украшали сервировку парадных обедов при дворе. Изделия ручной работы ничуть не уступали по качеству продукции таких знаменитых мануфактур, как мейсенская и веджвудская.
Впоследствии в России были открыты другие мануфактуры по изготовлению тонкостенных изящных белоснежных изделий. Одновременно работали кустарные производства, которые изготавливали подделки. Фальшивые изделия выдавались за продукцию знаменитых европейских и российских фабрик. Постепенно, с расширением производства и увеличением объемов выпуска, «легальные» производители столкнулись с необходимостью идентификации своего товара. Это помогло бы устранить конкуренцию с недобросовестными производителями и укрепить доверие к качеству собственного фарфора.
Сначала клеймение продукции было добровольным, но начиная с 1745 г. все изготовители должны были маркировать свои изделия, следуя определенной процедуре. Многие эксперты считают, что отсчет истории русского фарфора начинается с момента начала простановки клейм на продукции. Со временем клейма мануфактур менялись, что позволяет коллекционерам и специалистам по антиквариату не только установить подлинность изделия, но и понять, в какое время оно было изготовлено, а иногда и кем (на фарфоре ручной работы художники оставляли свои инициалы и другие знаки, по которым можно определить автора).
Императорский фарфор: знаки качества и роскоши
«Отцом» российского фарфора считается инженер Дмитрий Виноградов, который не только изобрел рабочую смесь с нужными пропорциями основных компонентов, но и спроектировал большую печь для обжига. Это помогло начать выпуск великолепных сервизов, которые преподносились в дар монаршим особам и теперь хранятся в Эрмитаже. Изделия начали клеймиться при Елизавете Петровне, изначально это были вензеля с императорской монограммой (инициалами правителя). Иногда добавлялись буквы «С.П.Б», обозначающие «Санкт-Петербург». Клейма проставлялись вручную подглазурным способом красной или синей краской.
Изменение клейм в разные периоды царствования
Эпоха прихода к власти Екатерины II ознаменовалась расширением вида клейм. На них стали изображаться не только монограммы (EII, двуглавый орел), но и надпись «Императорский фарфоровый завод», декоративные элементы. Изделия клеймились подглазурным и надглазурным методом.Начиная с XIX в. клейма стали более информативными и стандартизированными. Указывались следующие данные:
-
дата производства;
-
монограмма правящего монарха (AII, HI и т.д.)
Использовались синие и зеленые краски.
Далее, с воцарением Александра III, клейма стали более сложными — добавлялись вензеля монарха, использовалась позолота для надглазурной маркировки, указывались выставки и награды, которыми было удостоено изделие.Клейма Императорского фарфора
Период |
Основные элементы клейм |
Цвета |
1744-1762 гг. |
Монограмма «EП», буквы «С.П.Б.» |
Синий, красный подглазурный |
1762-1796 гг. |
Монограмма «ЕII», двуглавый орел, надпись «Императорский фарфоровый завод» |
Синий подглазурный |
XIX в. |
Монограммы правящих императоров, дата производства |
Зеленый, синий, красный |
Конец XIX — начало XX вв. |
Вензеля, монограммы, указание наград |
Золото, зеленый, черный |
Частные мануфактуры: Гарднер, Попов, Кузнецов
В селе Вербилки в 1766 г. Францем Гарднером был основан завод по изготовлению фарфора. Красивая посуда, в которой удачно сочеталось высокое европейское качество и изысканный дизайн с традиционными русскими мотивами, быстро стала популярной.
В 1832 г. в Дулево купцом Т. Кузнецовым был открыт завод, который в короткий срок стал одним из самых известных в России. Яркая самобытная роспись с цветочными и растительными узорами, фигурки и статуэтки с изображением сказочных персонажей, доступные среднему потребителю цены сделали кузнецовский фарфор известным не только в России, но и во всем мире.
Поповский фарфор — уникальное явление в российской истории. Начиная с первой половины XIX века в селе Горбуново под Москвой работал завод по выпуску посуды и предметов декора. А.Г. Попову удалось наладить, расширить производство, организовать собственную научно-исследовательскую мастерскую. Были разработаны красящие пигменты, устойчивые к высокотемпературному обжигу — зеленый, черный, голубой. Был налажен выпуск широкого ассортимента продукции — от простых трактирных сервизов до изящных ваз, статуэток, шкатулок и других предметов декора. В результате высокохудожественные изделия Поповской фабрики представлялись на российских и международных выставках и завоевывали призы.
Чтобы распознать подлинность изделий частных фабрик, можно воспользоваться специальными таблицами и изображениями клейм, которыми маркировались изделия:
Наименование мануфактуры |
Период |
Описание клейм |
Гарднера (Вербилки) |
1766-1800 гг. |
«Gardner», «Гарднеръ», синий цвет, подглазурный способ нанесения |
|
XIX в |
Двуглавый орел, надпись «Фабрика Гарднера», красный или золотые краски |
|
Конец XIX в. |
Надпись «Товарищество М.С. Кузнецова, бывш. Гарднера» |
Кузнецова (Дулево) |
1832-1870 гг. |
«Кузнецов», «Товарищество Кузнецова», синий цвет, подглазурный способ нанесения |
|
Конец XIX в. |
«Товарищество М.С. Кузнецова», «Дулево», синий, красный, золотой цвет |
Попова |
1806-1840 гг. |
Монограмма «АП», надписи «Поповъ», «Завод «Попова», синий цвет, подглазурный способ |
|
Середина и конец XIX в. |
Декоративные элементы на высокохудожественной продукции, золотой или красный цвет |
Советский фарфор: новые символы и массовое производство
Советский период в истории фарфора связан с национализацией фабрик. Политические и социальные изменения в стране отразились на виде клейм. Маркировка стала носить пропагандистский характер. Такие изменения коснулись всех знаменитых заводов, выпускавших фарфор, — ЛФЗ (ИФЗ), Дулево, Вербилок, — небольших мануфактур, таких как Полонский завод.
Ленинградский фарфоровый завод (ЛФЗ)
ИФЗ после революции 1917 г. был переименован сначала в ГФЗ (Государственный фарфоровый завод), а затем в ЛФЗ (Ленинградский фарфоровый завод). Клейма отражали переименования:-
В период 1918-1925 гг. использовались буквосочетания «ГФЗ», надписи «Гос.фарфор.завод», которые дополнялись рисунком с серпом и молотом.
-
С 1925 г. по 1930 гг. надпись «Ленинградский фарфоровый завод» или «ЛФЗ» дополнялась звездой, серпом и молотом, иногда изображением В.И. Ленина.
-
Начиная с 1930 гг. клейма стали лаконичными — в маркировке использовалась надпись «ЛФЗ», указывался год выпуска.
-
С 1944 г. к аббревиатуре «ЛФЗ» прибавилось изображение ордена Ленина, которым был награжден завод.
Использовались красные и синие краски.
Дулевский фарфоровый завод
После национализации в 1918 г. маркировка Дулевского завода стала такой:-
в 1920 гг. появилась аббревиатура «РСФСР ГФЗ Дулево» или «Дулевский фарфоровый завод», которая зачастую дополнялась изображением серпа и молота, пятиконечной звезды;
-
в 1930 и последующие годы клейма стали более лаконичными: использовалась надпись «Дулево» или «ДЗ» (Дулевский завод), «НКМП ф-ка Дулево», указывалась марка изделия;
-
в послевоенный период к надписям прибавилось изображение орденов, которыми был награжден завод, другие символы советской эпохи, например стилизованный цветок гвоздики.
Символ дулевского фарфора — птица сокол, которая появилась в маркировке после того, как одноименная работа скульптора завода А. Сотникова завоевала на выставке в Брюсселе в 1958 г. золотую медаль.
Вербилки и другие заводы
Клейма национализированного завода в Вербилках включали в себя такие обозначения:-
В 1920-1940 гг. — «ФАРФОРТРЕСТ», «Дмитровская фабрика в Вербилках», дополнявшиеся серпом и молотом.
-
В 1940-1954 гг. — надпись «Главфарфорфаянс НКМП РСФСР», «РСФСР ММП Дмитровский Вербилки» с годом выпуска.
В послевоенный период клейма стали лаконичными: указывался год выпуска, изображение лося и название фабрики («ДФЗ Вербилки»).
По этому же принципу маркировались изделия других мануфактур: например, ранние клейма Полонского фарфорового завода содержали надпись «Полонне» с советской символикой. Указывался год выпуска продукции, вензеля из аббревиатур УФТ, УФФ. В послевоенный период и в последующие годы на изделиях проставлялась стилизованная буква П между буквами З и С.
Гжель: народные традиции фарфора
Один из наиболее узнаваемых и известных русских символов — гжельская керамика. Промысел зародился в XIV в. в районе села Гжель в Подмосковье. Характерные черты фарфоровых изделий — синяя роспись на белоснежном фоне в виде растительного, цветочного орнамента, геометрических композиций, других узоров.Клейма на свою продукцию гжельские мастера стали ставить с XIX в. Изначально маркировка была простой: указывались инициалы автора росписи и название фабрики. Начиная с середины XX в. клейма стандартизировались, хотя и менялись с годами. Можно встретить фарфор, промаркированный «Артель художественная керамика», «ЖК», «Гжель ТЗ», «ПО Гжель». Клейма дополнялись стилизованным изображением уточки.
Клейма фарфора СССР
Наименование завода |
1920-1930 г |
1930-1950 гг. |
Послевоенный период |
ЛФЗ |
«ГФЗ», серп, молот, изображение Ленина, «ЛФЗ» |
ЛФЗ и год выпуска |
Дополнение изображением ордена Ленина |
Дулево |
«ГФЗ Дулево», серп и молот, звезда, «РСФСР ГФЗ Дулево», «Дулевский фарфоровый завод», «НКМП ф-ка Дулево» и пр. |
«ДЗ», «Дулево» |
«Дулево», изображение орденов |
Вербилки |
«ФАРФОРТРЕСТ», «Дмитровская фабрика в Вербилках», серп, молот |
«Главфарфорфаянс НКМП РСФСР», «РСФСР ММП Дмитровский Вербилки» |
«Вербилки», год выпуска |
Полонное |
«ГФЗ Полонне», серп и молот |
«Полонне», «УФТ», «УФФ», год выпуска |
«Полонне», «ЗПС» |
Гжель |
«Артель художественная керамика» |
«ЖК» |
«Гжель ТЗ», «ПО Гжель» |
Заключение
Для коллекционера и эксперта клеймо на фарфоре — это краткий рассказ об изделии. Небольшие рисунки помогают определить производителя, год выпуска, серию, иногда — мастерскую и художника-фарфориста. Изучение клейм позволяет:-
установить подлинность изделия;
-
узнать историческую и (или) культурную ценность предмета;
-
идентифицировать завод, выпустивший продукцию;
-
определить стоимость фарфора.
При коллекционировании фарфора важно уделять внимание состоянию предмета: изделие со сколами, трещинами и другими дефектами дешевле, чем продукция в идеальном состоянии. Антиквариат и винтаж нужно приобретать у проверенных продавцов, обязательно изучать клейма, стиль и технологии производства, которые использовались на разных фабриках. Если возникли вопросы, то не нужно стесняться задавать их продавцу. В сомнительных случаях целесообразно привлекать экспертов по оценке фарфора. Детальный анализ клейма поможет установить подлинность и стоимость товара.