Какой фарфор является наиболее качественным
Изделия из фарфора являются лучшим подарком для любой даты и события и не выходит из моды уже несколько столетий. Это объясняется многочисленными достоинствами изделий из такого материала. Узнаем, какие предметы из фарфора лучшие, как определить качество продукции, какими критериями руководствоваться при покупке.
Виды фарфора
Страна происхождения материала ― Китай. Здешние ремесленники достигли совершенства при производстве предметов из фарфора в XIII веке нашей эры, поставив на поток выпуск полихромной продукции с позолотой или посеребрением. Она пользовалась огромной популярностью среди европейской знати и стоила очень дорого. Позволить себе роскошь пить чай или обедать из фарфоровой посуды могли только богатые аристократы. «Воздушные» и изящные предметы коллекционировали, делали выставки и экспозиции на их основе. Так, Екатерина II создала отдельный Китайский зал в Царскосельском дворце.
Особенности производства китайцы хранили в глубочайшей секретности, и европейские мастера долгое время не могли воссоздать технологии. В процессе экспериментирования было установлено, что фарфор получается из смеси каолина, полевого шпата, кварца и некоторых других добавок. Внешний вид и характеристики зависят от пропорций содержания материалов. Были получены следующие разновидности фарфора:
- Твердый. В состав входит до 66% каолина, остальные 34% ― равные доли кварца и полевого шпата. Смесь подвергают высокотемпературному (до 1460˚C) многократному обжигу. В процессе все краски выцветают, кроме синей, поэтому изделия из твердого фарфора покрывают глазурью ― моно- или полихромной. Продукция из твердого фарфора толстостенная, тускло-белого цвета, с легкой пористостью.
- Мягкий. Рецептура производства зависит от разных мануфактур. Содержание каолина варьируется в пределах 0-40%, на долю полевого шпата приходится до 30%, кварца ― до 45%. Ингредиенты обжигаются при низкой температуре (1000-1350˚C) однократно. В итоге получается пористый фарфор теплого молочного оттенка.
- Костяной. Из костей КРС удаляют клей, измельчают и сжигают их. Полученный пепел смешивают с ингредиентами для изготовления фарфора и подвергают низкотемпературному (до 1100˚C) обжигу дважды. Получаются прочные тонкостенные изделия белоснежного цвета с гладкой, ровной поверхностью. Продукция из костяного фарфора дорого стоит, поскольку отличается привлекательным внешним видом и высокими эксплуатационными характеристиками.
Различия в фарфоре по стране производства
Мода на фарфоровые изделия побудила мастеров разных стран искать собственную технологию изготовления. Возникли мануфактуры и производства, сохранившие традиции до наших дней. Специалисты выделяют следующие варианты изготовления продукции в зависимости от страны местонахождения:
- ● российский;
- ● немецкий;
- ● английский;
- ● французский;
- ● датский.
Российское производство
Фарфоровую продукцию в России производят два крупных предприятия ― Дулевское и ИФЗ («Императорский фарфоровый завод»). Дулевский завод работает с 1832 г. и выпускает коллекционные изделия и товары массового спроса. 1400 единиц из общего ассортимента признаны экспертным советом Минпромторга РФ имеющими художественное достоинство. ИФЗ функционирует с 1744 г. и до революции поставлял изделия к царскому двору.
У российской фарфоровой продукции следующие особенности:- ● неповторимый стиль;
- ● широкий ассортимент;
- ● высокое качество.
Немецкое производство
Мейсенский фарфор знаменит во всем мире. Мануфактура в Германии основана Иоганном Беттгером более 300 лет назад и функционирует до сих пор. Беттгер создал отдельную разновидность фарфора ― яшмовый, добавив в смесь для обжига оксид железа. Для изготовления тонкостенной посуды используется мелкодисперсная перетертая белая глина. Изделия из Мейсена ― классика фарфора. У них следующие особенности:- ● изысканный внешний вид;
- ● большой ассортимент со стилистическим разнообразием;
- ● высокая стоимость.
Английское производство
Высококачественную фарфоровую продукцию в Великобритании выпускают три крупных фирмы ― WWRD, Thomas Goode, Caverswall. У изделий следующие особенности:- ● элегантные спокойные формы в классическом роскошном духе;
- ● наличие цветочного и растительного декора в росписи;
- ● стоимость предметов, доходящая до сотен тысяч рублей и выше.
Французское производство
-
Лиможский фарфор, как и мейсенский, знаменит во всем мире. Фабрика Raynaud & Co действует с 1849 г. Продукцию ценят за следующие характеристики:
- ● прозрачность ― посуда пропускает солнечный свет;
- ● хорошие эксплуатационные свойства;
- ● изящество форм;
- ● разнообразие дизайна ― мастера руководствуются старинными китайскими образцами или ищут вдохновение в картинах Сальвадора Дали и других художников.
Датское производство
Компания Royal Copenhagen завоевала популярность в стране и в Европе благодаря рождественским посудным наборам. У предметов следующие характерные отличия:- ● сочетание двух цветов ― кипенно-белого и густого синего;
- ● товарный знак в виде двух перекрещенных сабель;
- ● высокое качество, обусловленное контролем на каждом этапе изготовления.
Как отличить фарфор от фаянса и других изделий из керамики
Фарфоровая и фаянсовая посуда ― это керамика. Отличить первый вариант от второго можно по таким признакам:Какие изделия можно сделать из фарфора
Производители выпускают следующие виды продукции:- ● посуду;
- ● статуэтки и предметы декора;
- ● элементы электротехнических и стоматологических изделий;
- ● головы для кукол;
- ● плитку;
- ● флаконы для духов, туалетной воды;
- ● плафоны и абажуры для светильников;
- ● культовые товары для богослужений;
- ● облицовочную плитку.
Как ухаживать за фарфором
-
Чтобы фарфоровые предметы прослужили долгие годы, нужно соблюдать такие правила:
- ● не помещать посуду с золотыми, серебряными, платиновыми полосками и декором в микроволновую печь или посудомоечную машину;
- ● при мытье использовать обычные средства без абразивов, мягкую губку;
- ● не оттирать с усилием засохшие загрязнения, а размочить и затем аккуратно удалить;
- ● не подвергать резким перепадам температуры ― мыть теплой водой, наливать в чашку горячий напиток, а затем разбавлять молоком или сливками, а не наоборот, и т.д.;
- ● строго соблюдать рекомендации производителя по уходу.