Содержание статьи:

Фарфор недаром называют «белым золотом». Тщательно подобранные ингредиенты, особая технология обжига дают на выходе изысканный, нежный, с идеально ровной и гладкой поверхностью материал, который не выходит из моды уже несколько столетий. Из фарфора делают посуду, статуэтки, аксессуары, украшения, декор, другие предметы. У фарфора уникальные свойства: материал сочетает пластичность и твердость, хрупкость и долговечность, сохраняет эстетику и эксплуатационные свойства на протяжении десятилетий (при правильном уходе). Такие качества вдохновляют современных художников, которые используют фарфор для создания картин, столешниц, ковров, светильников и даже одежды. Уникальные изделия фарфористов Императорского фарфорового завода регулярно представляются на выставках и экспозициях.

Актуальность фарфора

Изящные фарфоровые изделия украшали дворцы китайских императоров. Мастера Поднебесной хранили в глубоком секрете тайну производства фарфора и свои технологии. Лишь в XVIII веке в Европе появились мануфактуры, которые выпускали фарфоровые изделия, качеством не уступающие китайским. Популярность фарфора не зависит от веяний моды: сервизы, украшения и декоративные предметы по-прежнему одни из наиболее популярных подарков на свадьбу, рождение ребенка, юбилей, другие памятные даты. Фарфоровую посуду покупают для праздничной сервировки стола и повседневного использования. 

В связи с востребованностью таких изделий на рынке очень много некачественных реплик и подделок, которые не обладают всеми свойствами настоящего фарфора. Покупая продукцию через интернет, очень легко стать жертвой мошенников и обманщиков. Разберемся, как отличить подделку от настоящего фарфора.

Основные виды фарфора

У каждой фабрики и мануфактуры свои секреты производства фарфора. Особенности технологии обжига и подбора фарфоровой массы производители предпочитают хранить в тайне, однако есть общие принципы подбора компонентов, без которых не обойтись. В состав практически любого фарфорового изделия входят такие ингредиенты:

  • белая глина, или каолин;

  • полевой шпат;

  • кварц. 

Каолин — один из основных компонентов. От его процентного содержания зависит качество конечной продукции. 

фарфоровые чашки

В зависимости от количества белой глины фарфор делят на следующие основные разновидности:

  1. Мягкий.

  2. В таком фарфоре мало каолина, всего 25-40 % от общей доли. Смесь такого типа дает пластичную массу, из которой легко делать статуэтки, украшения и декоративные предметы с высокой детализацией. Изделия обжигаются однократно, чтобы масса не разрушилась, при сравнительно низкой температуре (1000-1350 ˚C). Большое количество пор, цвет теплого молока — основные признаки мягкого фарфора.

  3. Твердый.

  4. Массовая доля каолина доходит до 66 %. Из такого фарфора делается большинство предметов столовой сервировки и кухонной утвари. Массу подвергают многократному обжигу при высокой температуре (до 1460 ˚C). В результате на выходе получаются мелкопористые изделия белоснежного или голубоватого цвета.

  5. Костяной.

Один из самых дорогих материалов, поскольку в массу добавляют измельченную муку из костей КРС, предварительно удалив из них клей. Такой состав позволяет изготавливать тонкостенные белоснежные изделия, которые отличаются высокой прочностью и изысканным внешним видом. 

Меняя технологию обжига и вводя специальные добавки, мастера получили дополнительные виды фарфора:

бисквит (фарфор без глазури, полученный при низкотемпературном обжиге). Отличается пористой структурой и большим весом.

фарфор Беттгера, или яшмовый мейсенский. Высокая процентная доля каолина и добавка оксида железа дают на выходе прочные тонкостенные изделия с характерным терракотовым оттенком.

веджвудский. Фарфор однократного обжига, без глазурования, с добавкой сульфата бария. Тонкостенные, почти прозрачные на свету изделия отличаются высокой прочностью.
фарфоровые чашки

На что обращать внимание при выборе фарфоровых изделий

Приобретение фальсификата — это не только потеря денег, но и вероятный вред для здоровья, поскольку многие подделки изготавливают на основе полимеров и легких пластмасс, не отличающихся экологичностью. Специалисты рекомендуют обращать внимание не следующие моменты при выборе фарфоровых предметов и утвари:

• качество глазури

Фарфоровая продукция покрывается прозрачной глазурью, которая не изменяет оттенок материала, а лишь усиливает его сияние. Нет трещин, кракелюров, пузырей, других недостатков. Нюанс: нижний ободок на дне не глазурован, чтобы исключить прикипание заготовки к поверхности печи. Эта деталь свидетельствует, что при изготовлении предмета технология обжига полностью соблюдалась. Ободок шероховатый и пористый, остальная поверхность — идеально ровная и гладкая. Посуда из фаянса и обычной керамики глазуруется целиком. На таких предметах ободок отсутствует, а если есть, то по цвету и текстуре ничем не отличается от остальной поверхности чашки или блюдца;

• толщина и легкость

Толщина предметов из фарфора не превышает 3 мм, костяного — до 2,5 мм. Тонкостенный фарфор получается методом двойного высокотемпературного обжига, когда из черепка уходит вся вода, он спекается и становится мелкопористым, твердым, прочным и легким. Изделия из обычной глины более тяжелые, с массивными толстыми стенками;

• прозрачность

Дорогой тонкостенный костяной фарфор просвечивается: на свету должны быть видны контуры пальцев руки, которые держат предмет. При покупке изделие можно поднести к лампе или к окну: если оно излучает характерный свет и сияет, то это фарфор. Если нет, то покупать вещь не стоит: это дешевая подделка под костяной фарфор. Нюанс — продукция из твердого фарфора не просвечивается;

• рисунок

Мастера, расписывающие посуду, украшения, утварь, оставляют нетронутыми значительную часть заготовки. Это делается, чтобы покупатели оценили качество продукции. У фаянсовой и стандартной керамической посуды пористая структура, поэтому при нанесении рисунка линии слегка расплываются. Такую продукцию украшают изображениями без тщательной деталировки. У фарфоровых изделий ровная гладкая поверхность, поэтому у узора четкие линии, все детали прорисованы.

Как проверить качество фарфора

Чтобы оценить качество предлагаемого товара, можно использовать один из следующих методов или все перечисленные способы комплексно:

• звук

Коллекционеры и ценители фарфора говорят, что он «поет». Чтобы услышать пение, нужно легонько постучать по краю чашки ногтем, чайной ложечкой или деревянной лопаточкой. Фарфор издает тонкий мелодичный долгий звон, в отличие от керамики, которая звучит глухо и коротко;

• внешний облик

Если провести рукой по фарфоровой чашке, не ощущается никаких шероховатостей и неровностей, поверхность идеально гладкая, в отличие от обычной керамики.

Чтобы убедиться, что приобретаемый товар действительно изготовлен из фарфора, можно провести тщательный визуальный осмотр на предмет дефектов глазури, мелких трещин, сколов, значительной пористости и других недочетов.

Нежный-Ландыш

Отличие оригинального фарфора от реплик

Каждый уважающий себя производитель ставит клеймо на выпускаемый товар. Такой подход свидетельствует, что качество продукции соответствует заявленным характеристикам. Клеймо ставится на донышке изделий. Многие фабрики и мануфактуры со временем меняли внешний вид клейм. Чтобы убедиться, что изделие было выпущено конкретным предприятием, можно посмотреть специальные каталоги, где указаны виды клейм в соответствии с годами их действия.

Помимо клеймения, многие товары маркируются следующими специальными обозначениями:

• Bone China. Ставится на тонкостенные высококачественные изделия из костяного фарфора. Слово «China» заводит покупателей в тупик: все привыкли к низкому качеству китайского товара. Но в данном случае маркировка — дань старинной традиции европейских фарфористов, которые пытались воссоздать знаменитые изделия мастеров из Китая;

• Fine Bone China. В такой продукции содержание костной муки — не менее 35 % от общей массы. Изделия «поют» особо мелодичным звоном, почти прозрачны на свету, отличаются ослепительной белизной, выглядят изысканно и элегантно;

• New Bone China. В рабочей массе мука из костей КРС заменяется на синтетику. Качество товара немного падает, он не такой безупречно белоснежный и прозрачный, как продукция из натуральных ингредиентов, поэтому цена чуть ниже, чем у «настоящего» костяного фарфора.

Следует знать, что стоимость фарфоровой продукции не может быть низкой. Сложные технологии производства с тщательным отбором и подготовкой рабочей смеси, многократным высокотемпературным обжигом, ручная роспись или деколь сказываются на конечной цене товара. Даже недорогой фарфор стоит дороже, чем изделия из фаянса и керамики. Если предлагается новый товар по явно заниженной стоимости, то это, скорее всего, фальсификат.

Использование «фирменной» упаковки — один из своеобразных знаков качества выпускаемого товара. Так производители оповещают покупателей, что последние приобретают продукцию действительно высокого класса. На сайте Императорского фарфорового завода можно подобрать упаковку, которая соответствует предпочтениям клиента, заказать эксклюзивное оформление покупки.

Популярные производители качественного фарфора

Фарфоровые предприятия распространены во всем мире. Однако есть фабрики и мануфактуры, которые успешно функционируют десятилетиями и даже столетиями. Их клейма высоко ценятся на рынке, продукция отличается неизменным качеством. Рассмотрим наиболее известных российских, европейских, азиатских изготовителей фарфора.

Российские производители


В России широкой популярностью пользуется товар следующих изготовителей:

ИФЗ, который функционирует с 1744 г., поставлял продукцию и парадные сервизы к царскому двору, ни разу не сворачивал работу, выпускает высокохудожественные изделия наравне с товарами повседневного использования;

• Дулевский завод, действующий с 1832 г. с ассортиментом около 1400 товарных единиц, многие из которых признаны имеющими художественную ценность.

Европейские производители

Наиболее известны следующие предприятия:

• Мейсенское, в Германии, действующее более 300 лет и выпускающее изделия, которые считаются классикой. В состав яшмового фарфора, изобретенного Иоганном Беттгером, входит оксид железа. Этот элемент придает готовому продукту характерный терракотовый оттенок;

• Royal CopenHagen. Продукцию датских мастеров отличает изящный внешний вид, элегантная сдержанная форма, использование двух цветов — белоснежного и густого насыщенного синего;

• Limoges. Французский лиможский фарфор выглядит изящно, воздушно, пропускает свет, выполняется в классической и новаторской стилистике.

Китайские и японские бренды

Эксперты выделяют следующих азиатских изготовителей:

• Emily. Китайский бренд выпускает изящную посуду из костяного фарфора;

• Lenardi. Преимущества изготовителя из Китая — тонкая работа, привлекательная цена, большой ассортимент изделий из костяного и твердого фарфора;

• Nikko. Японская компания работает с 1908 г. и выпускает продукцию, отличительные черты которой — белый сияющий цвет, строгая форма, витиеватые изящные рукояти, тонкие, как лист бумаги, стенки;

• Narumi. Продукция бренда из Японии популярна на родине, в Европе и Азии благодаря изяществу форм, мастерству исполнения, ручной тонкой росписи.

Выбор подходящих фарфоровых изделий не будет сложной задачей, если следовать рекомендациям экспертов и покупать продукцию проверенных производителей.