Содержание статьи:

Фарфор — древний материал, секреты производства которого уходят в глубокое прошлое Китая. По легендам ремесленники Поднебесной однажды обратили внимание, как спекается в огне костра белая глина. Получался белоснежный, гладкий и красивый материал. Многие годы и десятилетия ушли на разработку рецепта смеси, из которой мастера изготавливали удивительные по красоте и изяществу вазы, чашки, тарелки, статуэтки. Посуда и декор покрывались изысканной росписью в традиционном китайском стиле. Расцвет производства с экспортом фарфора в страны Европы и Азии отмечался в период правления династии Тан (600–900 гг. н.э.). Особенности изготовления красивой тонкостенной керамики хранились в строжайшей тайне, за разглашение которой полагалась смертная казнь. Европейцам так и не удалось разгадать рецепт китайского фарфора. Зато были открыты и усовершенствованы собственные технологии производства «белого золота». Прорывом стали исследования прусского ученого-алхимика Иоганна Беттгера, который работал вместе с математиком Эренфридом фон Чирнгаузом. Случайным образом экспериментаторам удалось найти недостающий компонент — белую глину или каолин. Его добавка в рабочую смесь придавала готовым изделиям требуемую белизну, легкость и воздушность. В 1708 г. был получен первый фарфор, по качеству не уступающий лучшим образцам китайского материала, а впоследствии Беттгер разработал особый фарфор красно-коричневого оттенка, который называл яшмовым. Изделия из этого материала — визитная карточка Мейсенской мануфактуры. Нюансы технологии изготовления фарфора до сих пор хранятся каждой фабрикой в тайне, но в общем алгоритме производственного процесса секретов нет.

заливка шликера

Подготовка сырья

Фарфоровая масса состоит из трех основных элементов — каолина, кварца, полевого шпата. Взятые в разных пропорциях, эти компоненты используются для создания мягкого и твердого фарфора. Добавка фосфата кальция из перемолотых костей крупного рогатого скота придает готовому изделию воздушность и прозрачность. Материал называется костяным фарфором. Начало производственного процесса — тщательное дробление в муку минералов и смешивание полученной массы с водой. Водный состав проходит через сложную систему фильтрации для очистки, чтобы получилась однородная консистенция. При таком подходе повышается адгезия (сцепка) между ингредиентами смеси, что обусловливает прочность фарфора. Итоговый продукт на стадии подготовки сырья называется шликером. Это густая водно-дисперсная смесь.

Формование изделий

Чтобы получить чашку или статуэтку, художники и скульпторы создают модель, по которой из гипса отливается форма. В нее заливается шликер. Гипс отличается высокой гигроскопичностью и впитывает воду из смеси. В результате на стенках формы оседает твердый материал. Излишки шликера выливаются, и форма с фарфоровой смесью оставляется для просушки на несколько дней. Затем изделие аккуратно извлекается, очищается. Сложные изделия, например, статуэтки и предметы декора, изготавливаются поэтапно, с отдельной отливкой деталей. После первой подсушки элементы скрепляются между собой и дополнительно просушиваются. Затем швы зачищаются, корректируются детали фигурки. Иногда вместо шликерного литья используется гончарный круг, на котором заготовки создаются вручную. Такие технологии используются в небольших мастерских и мануфактурах, выпускающих фарфоровую продукцию ограниченным тиражом.

ручное производство

Первый обжиг (утильный)

Первый обжиг производится при сравнительно невысокой температуре (до +900 ⁰C) и представляет собой медленный процесс окончательной просушки будущего изделия. Утильный обжиг необходим для удаления остатков влаги из заготовки, но не спекания ингредиентов смеси. Поэтому на данном этапе фарфор остается пористым. Такой материал называют бисквитом.

обжиг

Глазурование

После первого обжига заготовка глазуруется. Глазурь придает изделию характерный блеск, защищает от влаги, делает поверхность гладкой. Различают следующие разновидности глазурей:

  • использующиеся для разной температуры обжига;

  • разноцветные, включая прозрачные и белоснежные;

  • с эффектами (с разной фактурой и необычными узорами).

глазурование

Глазурь наносится несколькими способами:

  • погружением;
  • напылением;
  • нанесением кистью на поверхность.

Высокотемпературный (полный) обжиг

Глазурованная заготовка отправляется на второй обжиг при температуре, достигающей +1430 ⁰C. В печи изделие может пробыть несколько дней. При такой температуре все компоненты рабочей массы спекаются в единое целое. Поры исчезают, поэтому заготовка делается немного меньше в размере. Гладкая поверхность — один из главных признаков настоящего фарфора. После полного обжига изделие становится прочным и твердым за счет высокой плотности материала.

Декорирование

Различают следующие варианты росписи:

  • подглазурную. Рисунок наносится на бисквит, а затем изделие глазуруется. Особенность такого декорирования в том, что краски меняют оттенок при обжиге, поэтому используется ограниченная цветовая палитра. Чаще всего это глубокий синий цвет, или кобальт. Зато подглазурные краски не истираются со временем, и сохраняют яркость оттенков годами и десятилетиями;

  • надглазурную.Продукция покрывается глазурью, затем на покрытие наносится узор или орнамент, и заготовка обжигается при температуре до 860 ⁰C. При надглазурном нанесении декора используются разные цветовые оттенки, поэтому готовая продукция отличается яркостью и живостью красок;

  • совмещение подглазурной и надглазурной росписи. Основной рисунок наносится первым способом, а после глазурования и обжига отдельные детали дорабатываются вручную;

  • деколь.. Это переводная картинка, отпечатанная специальными керамическими красками на пленке. Изображение приклеивается к заготовке и отправляется на обжиг. В процессе термообработки пленка выгорает, а рисунок крепко впечатывается в поверхность. Метод декорирования также зачастую дополняется ручной доработкой и росписью.

Изделия расписываются механизированным, ручным или комбинированным способом в особых техниках. Сервизы, чайные пары, вазы, другая посуда декорируются натуральным золотом. Формируются отводки, наносится гравировальное изображение. Готовое изделие выглядит эффектно и объемно. Для закрепления позолоты применяется третий, или муфельный обжиг.

лунный.jpg

Финальная проверка и упаковка

После обжига изделия сортируются и проходят проверку на соответствие технологическим требованиям и установленным ГОСТам. Выделяют I, II, III сорт и брак. Дефектная продукция передается на разборку и обратное превращение в шликер. При сортировке учитываются разные критерии: внешний вид, параметры физико-механических свойств (прочность, твердость, белизна, качество глазури, просвечиваемость и т.д.), наличие и число дефектов. При осмотре используются измерительные приборы и специальные приспособления. Фарфоровые изделия хрупкие, поэтому тщательно упаковываются. Используются коробки из трехслойного картона с логотипом ИФЗ, воздушно-пузырчатая пленка, другие уплотнители и амортизаторы. В процессе транспортировки товар не должен свободно перемещаться по таре, поэтому стенки коробки изнутри прокладываются картоном и (или) пенополистиролом. Если отправляется сервиз, то каждый элемент дополнительно оборачивается упаковочной бумагой.

Заключение

Изготовление фарфоровой продукции — сложный многоэтапный производственный процесс. Многие действия, например, роспись, сортировка, моделирование, осуществляются вручную. Межэтапный контроль качества позволяет предлагать покупателям продукцию, отвечающую установленным отраслевым стандартам и ГОСТам. Фарфоровые изделия ИФЗ высоко ценятся, поскольку полностью соответствуют заявленным характеристикам.