Содержание статьи:
- Историческая значимость фарфора в искусстве
- Фарфор в современном искусстве
- Известные мастера фарфорового искусства
- Фарфор как символ роскоши и статуса
- Заключение
Фарфор — удивительный материал, прочный, долговечный, но при этом пластичный и легко поддающийся обработке. Белоснежная сияющая гладкая поверхность как будто создана для того, чтобы рисовать удивительные узоры, создавать изысканные изящные украшения и аксессуары. Лавры первенства по изготовлению декоративных предметов из фарфора принадлежат китайским мастерам. Задолго до нашей эры они создавали т.н. протофарфоровые изделия. Со временем технологии производства совершенствовались, пока фарфор не приобрел идеальную белизну и гладкость.
Материал стал неотъемлемой частью китайской культуры: декоративные тарелки и геммы разрисовывались орнаментами и узорами, отображающими сценки из мифов, легенд и сказаний. Особая техника росписи, использование специальных красок превращали такие изделия в произведения искусства. Они бережно хранились в императорском дворце, а технология изготовления фарфора была одной из самых охраняемых тайн в Поднебесной.
Однако фарфор настолько красивый материал, а изделия из него отличаются такой безупречной изысканностью, что долго хранить в тайне секреты производства не вышло. Начиная примерно с 1500-1600 гг. н.э. фарфор попадает в Европу, где производит фурор и вызывает бум увлечения. Посуда из китайского фарфора, табакерки, броши, другие украшения ценились почти на вес золота. Обладать ими — значило демонстрировать высокий статус и состоятельность, поэтому фарфоровые предметы могли себе позволить только монаршие особы и богатые аристократы. Сервизы, вазы, геммы бережно хранились за стеклом, выставлялись в коллекционных собраниях.
Историческая значимость фарфора в искусстве
В XVIII в. европейские мастера научились изготавливать продукцию из фарфора, по качеству не уступающую китайской. Изысканные роскошные сервизы, сувениры и украшения производились на мейсенской, лиможской, севрской, веджвудской и других мануфактурах на заказ в единичном количестве, поэтому до сих пор высоко востребованы среди коллекционеров. Широко использовались пасторальные, ориентальные, флоральные, античные мотивы в росписи, создании статуэток, подсвечников, шкатулок, безделушек. Например, над изготовлением декоративных предметов для мейсенской мануфактуры работали Генрих Швабе, Питер Рейнике, Эрих Хезель и другие талантливые художники. Изделия, сделанные и расписанные в стиле рококо, шинуазри, колоритной азиатской тематике, стали эталоном фарфорового декора.
Фарфоровые декоративные предметы занимают одно из ведущих мест в культурном наследии Европы и России, поскольку наглядно отражают исторические связи Востока и Запада, влияние моды, традиций, развития промышленности, социальной сферы на жизнь общества.
Фарфор в современном искусстве
Хрупкий, деликатный, легкий белоснежный материал предоставляет художникам и скульпторам огромное поле для творчества. Мастера и дизайнеры широко используют фарфор для изготовления арт-объектов. Создаются изящные статуэтки, предметы малой пластики с высочайшей детализацией — заметно выражение лиц и настроение героев скульптурных групп. Например, на выставке «Русский балет в фарфоровом кружеве XX века» в сентябре-октябре 2024 г. в Нижегородском музее им. А.М. Горького представлены произведения искусства авторства Серафима Судьбинина, который был актером театра Станиславского, а затем плодотворно сотрудничал с ИФЗ, а также других художников-фарфористов. Хрупкие изящные статуэтки изображают Анну Павлову, Ульяну Лопаткину и других знаменитых русских артистов балета.Применение современных технологий, таких как 3D-печать, предоставляет почти неограниченные возможности для реализации творческих планов. Художники ИФЗ делают подсвечники, настольные лампы, столешницы и даже ковры с инкрустациями фарфора, которые украшают частные коллекции и выставки. Художница-фарфорист Татьяна Чепургина создает зеркала, картины, флаконы, предметы декора, выпустила несколько коллекций фарфоровых платьев. Штучная продукция такого типа относится к произведениям искусства в высокой моде.
Среди ценителей и знатоков фарфора популярностью пользуются экспозиции, на которых художники предлагают вниманию зрителей интересные произведения с использованием материала. Например, в Дрездене в 2012 г. прошла выставка, которая, по задумке создателей, должна была отражать связь истории и современности в рамках развития немецкой фарфоровой промышленности. Любопытна инсталляция из фарфоровых черепков художницы Эльзы Гольде. Осколки фарфоровой посуды ей приносили знакомые и родственники. Художница выкладывала их в течение 5 дней в одну большую инсталляцию, которая должна была отображать горечь утраты, досаду и раздражение, вызванные потерей вещи из «белого золота».
Известные мастера фарфорового искусства
Многие знаменитые художники и скульпторы нашего времени, стремясь расширить диапазон возможностей, обращались к фарфору для реализации творческого потенциала. Например, Пабло Пикассо, Жан Кокто, Тонино Гуэрра создавали эскизы для росписи декоративных тарелок и блюд.В России в первой трети XX в. широкое распространение получил агитационный фарфор. На Императорском фарфоровом заводе (переименованном тогда в Государственный фарфоровый завод) работал ученик Ильи Репина Сергей Чехонин. С ним сотрудничали такие именитые мастера живописи, как Борис Кустодиев, Кузьма Петров-Водкин, Александр Самохвалов. Молодые художники работали в жанре плакатной выразительности, создавая яркие произведения, украшая изделия лозунгами, индустриальными и революционными элементами. Блюдо «РСФСР» авторства Чехонина бережно хранится в коллекции ИФЗ.
Сотрудничество в 20-х гг. прошлого века с художниками-авангардистами привело к появлению интересной серии суперматического фарфора. В росписи преобладали прямые линии, углы, геометрические фигуры, яркие контрастные оттенки на белом фоне. Казимир Малевич и его ученики создавали эксклюзивные эскизы, работали не только над росписью, но и над форматом изделий. Например, широко известны суперматический чайник и плоская получашка авторства мастера. Малевич считал, что в предмете используется только одна сторона и создал посуду с четкой геометрией и прямоугольником вместо рукояти. Чашка в таком формате, по задумке художника, должна была экономить пространство.
Эскизы для фарфоровых изделий создавали Василий Кандинский, Владимир Татлин, другие знаменитые мастера. Декоративные предметы с абстрактными композициями авторства Кандинского пользуются огромным спросом среди коллекционеров.
Гордость ИФЗ — художники и скульпторы, которые сотрудничают с предприятием: Афанасьева Т.В., Бакастова В.В., Белаш Г.А., Богданов В.Г., Будашова О. В., Данилов А.А. и другие. Мастера создают выдающиеся произведения, которые украшают интерьеры, выставляются на экспозициях, служат предметом гордости коллекционеров. Например, Ольга Будашова работает над интерьерным фарфором. В коллекцию «Цветы и ягоды России» вошли декоративные тарелки с композициями в эстетике винтажных ботанических изображений.
Фарфор как символ роскоши и статуса
Редкость и красота фарфоровых изделий сделали их символом богатства и высокого статуса. В России коронованные особы проявляли большой интерес к фарфору. В результате в 1744 г. по указу императрицы Елизаветы в Санкт-Петербурге была организована «порцелиновая мануфактура», впоследствии переименованная в Императорский фарфоровый завод. Изначально выпускались табакерки, трости, статуэтки людей и животных, другие безделушки. В дальнейшем предприятие расширилось, технологии усовершенствовались. Для императорского двора создавались парадные сервизы, насчитывающие до 1 тыс. предметов, рассчитанные на 60 и более персон. Комплекты в духе раннего классицизма хранятся в Эрмитаже.По миниатюрам, изделиям малой пластики, медальонам и другим предметам из фарфора можно отследить тенденции развития фарфорового искусства. Ориентализм органично соседствовал с античными мотивами и классикой. Так, на пакетовой табакерке царицы Елизаветы Петровны изображена голова в шлеме в профиль, а на Арабесковом столовом и десертном сервизе, преподнесенном императрице Екатерине II, нарисованы аллегорические женские фигуры в античных туниках. Использовались редкие и сложные техники ручной росписи. Штучные изделия из «белого золота» монархи преподносили друг другу в дар как символ дружбы и расположения. До сих пор изысканные сервизы и декоративные предметы ассоциируются с роскошью и непринужденной элегантностью.