Содержание статьи:

Фарфор и мода: история и современность

AL0I6772.jpg

Белоснежный фарфор — изысканный, хрупкий, но прочный — предоставляет огромные возможности для реализации творческих замыслов художников и дизайнеров. Такие свойства материала позволяют широко использовать его при создании украшений и декора. Фарфор ценится как настоящая классика, поэтому никогда не выходит из моды. Утраченные фарфоровые изделия бережно реставрируются и восстанавливаются, чтобы затем стать одними из самых ярких и привлекательных предметов на выставках и экспозициях. Они служат источником вдохновения для современных мастеров, которые создают новые коллекции, опираясь на культурное наследие.

Историческое взаимодействие

В Китае, на исторической Родине фарфора, было широко распространено изготовление украшений из этого материала. Бусы, ожерелья, броши, медальоны, шкатулки и кольца расписывались вручную опытными мастерами и представляли собой настоящие произведения искусства. Такие вещи ценились почти на вес золота европейцами, которые долгое время не могли открыть тайну производства китайского фарфора.

На первой мануфактуре в Европе, в Мейсене, которая была открыта в 1710 г., выпускались не только столовые сервизы, но и часы, туалетные, письменные приборы, изысканные безделушки, богато украшенные орнаментом и росписью. Изначально мастера копировали китайский декор, изображая драконов, птиц, животных, характерные узоры. Впоследствии художниками был выработан собственный стиль — например, мейсенский фарфор узнается во всем мире благодаря луковичному декору, а изделия ИФЗ легко «опознаются» по знаменитой кобальтовой сетке.

Постепенно фарфоровые мануфактуры распространились по Европе. Конкурентная борьба заставляла мастеров искать новые решения для привлечения покупателей. Из фарфора создавались произведения искусства, которые по праву считаются культурным наследием. Например, лиможские броши украшались ручной росписью в виде цветочных композиций, пасторальных сюжетов и помещались в золотую или серебряную оправу с тисненым растительным орнаментом по краям. Фарфоровые медальоны с нарисованными вручную портретами носили всю жизнь, преподносили в дар, передавали по наследству как семейные реликвии.

Изысканные украшения из фарфора пользовались огромной популярностью среди аристократической знати. Табакерки, броши и ожерелья, инкрустированные богато расписанными фарфоровыми деталями, считались признаком благосостояния, роскоши и достатка. На Императорском фарфоровом заводе, который назывался Невской порцелиновой мануфактурой на заре существования в 1741-1761 гг., изготавливались вставки в броши, курительные трубки, набалдашники для тростей, пуговицы и другие украшения. Изделия предназначались для Ее Величества императрицы Елизаветы I и придворных.

Современные тенденции

Использование новых технологий при изготовлении фарфора позволяет мастерам воплощать в жизнь практически любые замыслы. Мягкая, пластичная минеральная смесь принимает любую форму при отливке, что дает возможность изготовить разные предметы декора, интерьера, украшения. Большой популярностью пользуется создание персонализированных фарфоровых изделий, многие из которых выпускаются в одном экземпляре и представляют собой уникальные коллекционные предметы.

Не выходят из моды фарфоровые украшения — кольца, серьги, подвески, браслеты. Они делятся на две большие группы:

  • полностью изготовленные из фарфора, белоснежные или покрытые золото- или серебросодержащей краской, украшенные орнаментом или рисунком. Популярностью пользуется минималистичный дизайн и причудливые формы — например, серьги в форме кораллов, сердец, раковин разного размера;
  • выполненные из драгоценных материалов — золота, серебра, платины и украшенные фарфоровыми деталями вместо вставок из камней. Основной элемент — роспись в виде цветочных, растительных композиций, других сюжетов. Декор в форме бриллиантовой россыпи, орнамента из золота по краям превращает украшение в выдающееся произведение искусства.

Благородный и изысканный фарфор отлично сочетается и гармонирует с разными материалами и фактурами. В «копилке» мастеров ИФЗ изготовление фарфоровых столешниц, часов, светильников, которые украсили частные коллекции, выставки и экспозиции.

Бусины из фарфора используются совместно со стальной, золотой или серебряной фурнитурой, шелковыми шнурами или нитями. В зависимости от вида росписи (голубой орнамент, цветочный рисунок, геометрический узор) создается неповторимый образ в классическом, этническом духе, в стиле бохо или прованс.

Влияние на индустрию моды

Пластичный фарфор — неиссякаемый источник вдохновения художников, модельеров и дизайнеров. Это доказывают выставки ведущей художницы Императорского фарфорового завода Татьяны Чапургиной, которая создает фарфоровые платья и уже представила на суд публики несколько коллекций. Например, «Та-Кемет» создана по мотивам Древнего Египта и вдохновлена скульптурой Клеопатры из собрания Эрмитажа.

2.JPG

Художница считает фарфор универсальным материалом, из которого можно сделать все, что угодно. Татьяна создавала ковры, рамы для зеркал и картин, флаконы, элементы декора и мебели, мозаичные поверхности, однако славу и известность художнице принесли платья. Штучная коллекционная продукция, которая вряд ли поступит в массовое производство, но станет прекрасным выбором для особенного мероприятия — например, представления страны на международных форумах и выставках, участия в культурных мероприятиях в России и за рубежом. Каждое платье уникально, поскольку украшено подглазурной росписью. Краски проявляются после обжига на каждой детали по-своему, что делает вещь эксклюзивной.

Работы Татьяны Чапургиной.jpg

В планах Татьяны Чапургиной — создание модных аксессуаров из фарфора для женщин: воротников, сумок, поясов. Часть замыслов уже воплощена в реальность. На выставке в театре «Геликон-Опера» в Москве с коллекцией платьев «Времена года» были представлены авторские накидки и воротники из фарфора. Одежда украшена росписью, рисунками, глазурью, драгоценными камнями. Фарфоровая одежда по праву относится к произведениям высокой моды. Легкие стильные образы выглядят элегантно, изящно, гармонично сочетают в себе простоту и функциональность.


Заключение

Фарфоровые украшения, аксессуары и декор не выходят из моды уже три столетия и остаются на пике популярности среди знатоков и публики. Утраченные фарфоровые изделия восстанавливаются по рисункам и описаниям. Мастера создают новые формы, реализуют смелые замыслы, опираясь на культурное наследие. Ювелирные украшения, интерьерный декор и аксессуары высоко ценятся и находят свое место в частных или государственных коллекциях. Фарфор представляет собой счастливый симбиоз непроходящей вечной классики и универсальности, что позволяет использовать материал в разных дизайнерских решениях.