Содержание статьи:
- История возникновения клейм на фарфоре
- Что представляет собой клеймо на фарфоре?
- Зачем нужны клейма на фарфоре?
- Как распознать клеймо на фарфоре?
- Как отличить подлинное клеймо от подделки?
- При осмотре и оценке изделий антиквары руководствуются такими критериями
- Заключение
Быстрое развитие фарфорового производства и распространение мануфактур в Европе, а впоследствии и в России в XVIII-XIX вв. вынудило владельцев солидных фабрик идентифицировать предметы своих коллекций. Многочисленные подделки не отвечали требуемым характеристикам, зачастую изготавливались из обычной керамики, а не из фарфоровой смеси, чем портили репутацию проверенных производителей. На фарфоровых изделиях стали ставить клейма. Специальный знак не только идентифицирует производителя, но и говорит о том, в какой год был произведен предмет, какой художник его расписывал, дает другую дополнительную информацию. Для коллекционеров клеймо очень важно, поскольку является главным признаком подлинности продукции из фарфора.
История возникновения клейм на фарфоре
Даже специалистам очень непросто определить подлинность антикварных китайских изделий из фарфора. Маркировать продукцию ремесленники из Китая стали во времена династии Мин. Проставлялись клейма в виде 4-6 иероглифов, располагающихся столбиком. Однако далеко не всегда обозначения соответствуют времени изготовления изделия, поскольку специальным указом в Поднебесной частным производителям было запрещено клеймить свои товары императорской символикой и девизами. Сложности атрибуции, необходимость длительных пристальных исследований товаров, выдававшихся за старинные изделия, заставили изготовителей маркировать продукцию.Клейма как знак идентификации фарфорового производства в Европе впервые стали применять в Германии на знаменитой Мейсенской мануфактуре. Первое клеймо было проставлено в 1723 г. Впоследствии почин подхватили другие фабрики. Поначалу клеймление не регулировалось государственными службами, но впоследствии, сначала в Германии, затем в Австрии и в других странах, надзорные органы регламентировали этот процесс. Каждая официально работающая мануфактура должна была клеймить свои изделия.
Поскольку продукцию именитых изготовителей постоянно пытались подделать, клейма со временем становились все более сложными. В XIX-XX вв. использовались цветные, двойные, подглазурные, надглазурные печати, рельефы, вдавленные в поверхность посуды или предмета декора. Такой подход давал возможность даже неспециалистам с первого взгляда понять, подделка перед ними или подлинник.
Что представляет собой клеймо на фарфоре?
Наиболее распространенный вариант клеймления — обозначение несколькими буквами или символами названия фабрики. Так, например, в годы советской власти продукты Императорского фарфорового завода клеймились буквенным сочетанием ЛФЗ (Ленинградский фарфоровый завод) в разном дизайне. Также принято ставить клейма, указывающие на владельца завода: приводятся его инициалы, монограмма. девиз, другие сведения. Зачастую на клеймах изображаются следующие элементы:-
птицы, животные, рыбы;
-
гербы, короны, другие атрибуты царской или королевской власти;
-
цветочные и растительные узоры и орнаменты;
-
морская тематика;
-
абстрактные закругленные, прямые линии, геометрические формы.
Практически каждая фабрика со временем меняет дизайн, размер, другие параметры клейма, что позволяет отслеживать по годам дату производства продукции. Надглазурные печати наносятся после основного обжига, подглазурными клеймится заготовка перед обжиганием. Клейма на раритетных и антикварных изделиях зачастую выглядят смазанно и неясно в связи с постоянным использованием посуды. На современных товарах марка видна во всех деталях, отличается четкостью, насыщенностью и яркостью красок.
Зачем нужны клейма на фарфоре?
Наличие клейма позволяет правильно аутентифицировать изделие, что очень важно не только для коллекционеров, но и для обычных покупателей. Никому не хочется переплачивать за дешевую вещь, которая выдается за качественное изделие от известного производителя. По таблице клейм можно быстро определить изготовителя и дату производства. Для коллекционеров такие сведения важны, поскольку старинные хорошо сохранившиеся предметы стоят гораздо дороже современной продукции.Для изготовителей клеймо — своеобразный знак качества, выгодно выделяющий товар среди других. Например, на первых изделиях Невской порцелиновой мануфактуры (как назывался ИФЗ в первые годы существования) основатель фабрики Д. И. Виноградов ставил первую букву своей фамилии (W), указывал год выпуска или номер рецепта. Впоследствии, когда завод был реорганизован, изделия стал украшать императорский вензель и герб, а также монограмма правящего царя. Клейма такого рода очень важны, поскольку свидетельствуют об исторической и художественной ценности сервизов и других предметов, обеспечивают юридическую защиту производителя. При обнаружении подделки всегда можно обратиться в суд и взыскать компенсацию с мошенника за ущерб репутации.
Как распознать клеймо на фарфоре?
Обычно продукция маркируется по внешней части донышка, но в зависимости от вида изделия и технологии производства печати могут ставиться на боковинах и других деталях. Например, в период 1750-1760 гг. клейма наносились на разные части предметов, выпущенных ИФЗ, поэтому даже специалистам нелегко их обнаружить. Превалирующее большинство печатей цветные — красные, синие, зеленые, встречаются черные. Помимо названия завода или указания на владельца, клеймо может содержать данные о сорте, типе декора, номере партии, другие сведения технологического характера.Чтобы расшифровать клеймо на изделии времен советской власти, можно обратиться к официальным источникам, например, справочнику, выпущенному сотрудником Исторического музея Т. И. Дулысиной, где приводится маркировка советского фарфора в период с 1922 по 1960 гг. Также можно воспользоваться работами признанных искусствоведов, изучающих фарфор. Каталоги клейм, на которые ориентируются исследователи и специалисты по аутентификации фарфора, находятся в свободном доступе в интернете.
Как отличить подлинное клеймо от подделки?
Задачи атрибуции старинного фарфора усложняются тем, что многие мастерские использовали заготовки других фабрик, которые декорировали или расписывали вручную. В таких случаях на посуде или статуэтках стоят два клейма. Помимо этого, некоторые мануфактуры ставили чужие клейма на своих изделиях. Например, одно время фабрика Гарднера («Вербилки») клеймила свою продукцию знаком мейсенского завода (скрещенные сабли), добавляя латинскую букву G, а мануфактура Самсона, работавшая в XIX в., вообще производила исключительно копии именитых производителей с проставлением чужих клейм. В те времена такое копирование не осуждалось, а подделки отличались настолько высоким качеством, что сейчас их стоимость равна цене оригинальных изделий.Идентификация антикварных и винтажных фарфоровых изделий неразрывно связана с историческим контекстом. Например, клейма ИФЗ при императоре Александре II различаются: использовались разнообразные трафареты в виде монаршей короны со стилизованной буквой А и латинскими цифрами II. Иногда указывался год изготовления. Круглый венок в виде лавровых листьев или звезд, в котором размещена монограмма императора, указывает, что заготовки были произведены во Франции и доработаны вручную на ИФЗ. Примерно в те же времена на Императорском фарфоровом заводе работали художники, которые клеймили свою продукцию разными способами. Например, на изделиях 1850-х гг. стоят инициалы живописцев и модельмейстеров с указанием года выпуска.
Чтобы распознать подделку, нужно знать, какие типы печати использовались на заводе в конкретный период времени. Надглазурные клейма подделать проще, сложнее копировать подглазурные штампы, а имитировать выдавленный в фарфоровом «тесте» рельеф практически невозможно.
При осмотре и оценке изделий антиквары руководствуются такими критериями:
-
Тип клейм. Линии подглазурных штампов слегка размываются во время обжига при высокой температуре, надглазурная печать выглядит более четко.
-
Вид дна. Ободок на посуде не глазуруется, поэтому со временем тускнеет, впитывая пыль. Намеренно испачканное дно новодела отличается от вида старинной посуды.
-
Вид штампа. Современные краски более густые и объемные, чем у антикварных изделий, однако печати производителей отличаются четкостью и ровностью линий.
Заключение
Ценность фарфора зависит от подлинности изделия, поэтому идентификация продукции при помощи клейма важна для ценителей антиквариата. Руководствуясь видом штампов, можно установить, какой завод, когда выпустил изделие, какие мастера расписывали и декорировали посуду. Атрибуция фарфора — интересное и увлекательное занятие, которое стимулирует интерес к истории создания предметов, позволяет составить объективное представление о ценности продукции.