Что такое фарфор

Изделия из фарфора всегда были признаком достатка в доме и даже роскоши. Этот вид керамики отличается особым изяществом — он более тонкий, чем фаянс, иногда даже слегка просвечивающий, а при прикосновении можно уловить приятный нежный звук. И хотя сейчас фарфоровая посуда стала доступнее, она все равно остается не просто предметом обихода. Ведь даже обыденное чаепитие из таких чашек приобретает черты церемонии, помогает отвлечься от суеты и насладиться вкусом напитка, общением и минутами отдыха.

Как создается фарфор

При создании такой керамики используют каолин (белую глину), кварц, полевой шпат и еще некоторые добавки. Они вносятся в разных пропорциях, что позволяет получать разные виды фарфора. Пластичной массе придают нужную форму и обжигают при температуре более 1000 ⁰С. После этого изделие покрывают глазурью и обжигают еще раз. Рисунок может наноситься как до, так и после глазурования. О разновидностях расскажем дальше.

История фарфора

Появился фарфор в Китае, примерно в VII веке н.э. — и секреты его производства тщательно охранялись от чужеземцев. Тем не менее к IX веку фарфор научились делать в Средней Азии, а к XVI — и в Японии. Позднее это искусство освоили и европейцы

Европа

Европейские специалисты не смогли раскрыть тайны китайских мастеров фарфора. Первые попытки предпринимались в Италии, но материал был больше похож на стекло. В 1708 году изобретатели из Саксонии Чирнгауз и Беттгер смогли подобрать рецептуру.

Спустя два десятилетия французы раскрыли секрет китайцев — использующая их фабрика в Лиможе поставляла посуду и предметы декора даже к королевскому двору. А англичане создали технологию костяного фарфора. Благодаря добавлению в смесь золы костей крупного рогатого скота фарфор получается особенно тонким, с просвечивающими стенками. И этот способ уже китайцы позаимствовали у англичан.

Россия

Изначально фарфоровые изделия завозились в страну — моду на них ввел Петр I. Но уже в конце 1740-х производить фарфор стали и у нас. Первым выпускать русский фарфор стал Императорский фарфоровый завод. Позднее открывались и другие производства, как частные, так и подчиненные царской фамилии. При Советской власти большинство из них продолжили работу, а посуда из фарфора, как и везде, ценилась за красоту и изящество.

Виды и их свойства

В зависимости от пропорций сырья и технологии результаты отличаются — вот основные виды фарфора:
  • ● твердый (высокотемпературный);
  • ● мягкий;
  • ● костяной.

Твердый

Именно его делали в Китае еще много веков назад. Температура обжига — 1400 ⁰С и выше, а обжигают его не один раз, а несколько. В результате фарфор получается тяжелым, с сероватым или голубоватым оттенком. Изделия из него часто имеют относительно толстые стенки.

Мягкий

Это европейский вариант — каолина в нем меньше, а температура обжига около 1300 ⁰С. Материал менее прочный, чем твердый, но более тонкий. Часто имеет теплый кремовый оттенок.

Костяной

Формально это разновидность твердого фарфора, который благодаря добавлению особым образом очищенного и прокаленного пепла костей животных сочетает в себе высокую прочность, утонченную изящность и прозрачность. Именно он ассоциируется у людей с высшим светом и премиальным уровнем. Температура первого обжига при изготовлении таких изделий — около 1200-1300 ⁰С, второго — до 1100 ⁰С.

Другие разновидности и классификации

Еще один вариант — холодный фарфор. Его создали в Аргентине, добавляя в состав масла, глицерин, кукурузный крахмал. Пластичный материал позволяет создавать тонкие декоративные элементы.

Бисквит — фарфор без глазури. Последняя придает изделиям гладкость и непроницаемость для влаги и пара. Бисквит же имеет пористую структуру и напоминает мрамор, но без прожилок. Используется для изготовления предметов декора: статуэток, кукол и т. д.

Кроме того, изделия из одного вида фарфора могут отличаться из-за разницы в технологии нанесения росписи:
  • ● Подглазурная — после первого обжига наносят краски, потом покрывают поверхность глазурью и снова обжигают. Такой рисунок хорошо сохраняется при частом мытье, но выбор красок, выдерживающих высокие температуры, невелик.
  • ● Надглазурная — при нанесении красок поверх глазури при обжиге на более низких температурах они сплавляются. Поверхность становится более гладкой, а оттенки — яркими. Однако при мытье рисунок постепенно смывается, поэтому такой вариант предпочтителен не для посуды, а для предметов декора.
  • ● Внутриглазурная — после обжига изделия с глазурью наносят краску, которую сверху «запечатывают» еще одним слоем глазури и снова все обжигают.
Деколь — технология нанесения рисунка в массовом производстве. Принт печатают на специальной пленке со слоем лака, потом наклеивают на фарфоровое изделие и обжигают — основа сгорает, а рисунок остается.

Плюсы и минусы

Для разных предметов на первый план могут выходить разные характеристики — в одних случаях важна исключительно красота, а в других — функциональность или прочность. Требования к посуде из костяного фарфора для приема гостей будут совершенно другие, чем к антикварной статуэтке и особенно к изоляторам, используемых в энергетике. Но есть и общие преимущества фарфора:

  • ● эстетичность — способность пропускать свет, тонкие стенки и отдельные элементы, идеальная гладкость поверхности и нежный белый оттенок выглядят изысканно и аристократично;
  • ● сочетание декоративности и функциональности;
  • ● водонепроницаемость;
  • ● гигиеничность — покрытый глазурью фарфор не имеет пустот, где могли бы удерживаться частицы пищи или напитков;
  • ● устойчивость к химическому воздействию — хотя фарфоровая посуда требует бережного ухода, тем не менее она не меняет своих характеристик при воздействии кислот или других активных веществ;
  • ● прочность и устойчивость к механическим воздействиям.
Что касается недостатков, их гораздо меньше:
  • ● высокая стоимость;
  • ● чувствительность к перепадам температур;
  • ● требовательность к условиям ухода и хранения.

Правила ухода

Вот некоторые рекомендации, чтобы ваш фарфор служил вам дольше:
  • ● мойте фарфоровые изделия только вручную;
  • ● вода должна быть не горячей — лучше всего комнатной температуры;
  • ● не используйте абразивные моющие средства и жесткую сторону губки или щетку — воздействие должно быть деликатным;
  • ● предметы с ручками надо держать за корпус, чтобы не было нагрузки на тонкие детали;
  • ● струя также может создать лишнее давление. Лучше выложить изделия в раковине или другой емкости, предварительно подстелив вниз полотенце или ткань, набрать туда теплую воду и мыть каждый предмет по отдельности, максимально аккуратно;
  • ● не используйте бытовую химию — если загрязнения сильные, можно использовать детские средства для мытья. Допустимо добавлять в воду перекись водорода или аммиак;
  • ● не оставляйте фарфор замоченным;
  • ● чистые изделия вытирают насухо мягким полотенцем или салфеткой. Хранить лучше в закрытых шкафах (в том числе со стеклянными дверцами) или коробках;
  • ● антикварные изделия требуют особого ухода — их не моют, а аккуратно удаляют пыль с поверхности кистью с натуральным ворсом.

Применение фарфора

Кроме посуды и предметов декора, материал благодаря своей прочности и водонепроницаемости используется в стоматологии при изготовлении коронок, в микроэлектронике и электроэнергетике. Также из него, как и из фаянса делают раковины, умывальники, унитазы. Кроме того, фарфор применяется и в технологиях безопасности — например, при производстве бронированных элементов.

Коллекционирование

Для собирателей коллекций фарфор привлекателен — он эстетичен, цены на коллекционные изделия относительно доступны и с течением времени растут. Особенно ценными являются редкие вещи, старинные, которые выпускались в небольших количествах и многие из них уже утеряны, или современные лимитированные. Наиболее востребован в России фарфор Императорского фарфорового завода, а также мейсенский. Многих коллекционеров сейчас интересуют и изделия советского периода, относящиеся к агитационными сериями.