1920-1940
Октябрьская революция и довоенные годы. Агитационный фарфор и супрематизм
В 1918 году предприятие национализировали. Теперь уже Государственный фарфоровый завод перешел в ведение Народного комиссариата просвещения. Перед заводом была поставлена задача: производить «агитационный фарфор в высоком смысле этого слова — революционный по содержанию, совершенный по форме, безупречный по техническому исполнению».
Фарфор 20-х годов ХХ века — интереснейшая страница в истории декоративно-прикладного искусства. В нем с исторической точностью и абсолютной правдивостью отражены настроения первых лет пролетарской революции. Фарфор, который ранее был доступен только узкому кругу лиц, стал первым, самым ярким и образным глашатаем идей революции.
Под руководством Сергея Чехонина, которого впоследствии стали называть «мастером советского ампира», в создании агитационного фарфора принимали участие Александра Щекотихина– Потоцкая, Наталья Данько, Василий Кузнецов, Мария Лебедева, Михаил Адамович и др. С фарфором 20-х годов связаны имена Бориса Кустодиева, Кузьмы Петрова–Водкина, а также супрематистов Константина Малевича и Василия Кандинского. И хотя обращение к супрематизму на ГФЗ оказалось краткосрочным, благодаря Николаю Суетину, в дальнейшем на протяжении многих лет возглавлявшему художественную лабораторию завода, основные принципы этого направления органично вошли в художественную традицию предприятия.
Параллельно на заводе успешно развивалось производство химического и технического фарфора, впервые здесь было получено оптическое стекло. В 1925 году, в связи с 200–летием Российской Академии наук, заводу было присвоено имя гениального русского ученого Михаила Ломоносова.
Принципы социалистического реализма на страже идеологических задач и официальный стиль государственных заказов 1930–1950 годов не стали причиной утраты векового опыта заводских художников. Они по-прежнему изготавливали парадные вазы, картинную и портретную живопись, демонстрируя великолепное профессиональное мастерство «старой» фарфоровой школы.