1825-1894
Эпохи Николая I и Александра II. Расцвет эклектики
Фарфор времен Николая I (1825–1855) отличался виртуозной живописью. На вазах мастерски воспроизводились полотна «старых» мастеров — Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Корреджо, Мурильо. Копии поражали точностью и тонкостью линий. Развитие получили также портретная, иконная и миниатюрная живопись на вазах и пластах.
Стиль эклектика, господствовавший в эту эпоху в отечественном искусстве, давал огромное многообразие форм и сюжетов: античных, готических, восточных, древнерусских. Особое внимание уделялось изготовлению парадных ваз и многопредметных сервизов для императорских и великокняжеских резиденций.
В числе наиболее знаменитых произведений николаевской эпохи - фарфоровые букеты Петра Иванова. Они поражают реалистичностью каждого лепестка и технологическим совершенством.
В 1844 году при Императорском фарфоровом заводе по случаю его 100-летия был создан музей с изделиями из кладовых Зимнего дворца. При Александре III было решено изготавливать вещи в двух экземплярах — один для двора, другой — для музея. С 2001 г. уникальная коллекция музея хранится в собрании Государственного Эрмитажа.
Александр II (1855–1881) не проявлял личного интереса к заводу. В 70-е годы производство фарфора сократилось, но пасхальные и рождественские поднесения ко двору, установленные еще при Павле I, сохранились. Размеры изделий были уменьшены, отделка и декорирование стали скромнее.
Тем не менее, именно в эпоху Александра II завод несколько раз был удостоен наград на всемирных выставках (Лондон, 1863; Париж, 1867; Вена, 1873), укрепив за живописным отделением статус лидера среди европейских фарфоровых производств.