1762-1801
Расцвет русского фарфора при Екатерине II и Павле I
С воцарением Екатерины II (1762–1796) мануфактура была реорганизована и с 1765 года стала называться Императорским фарфоровым заводом. С этого момента все изделия завода маркировались вензелем правящего монарха.
Во времена Екатерины на заводе трудился талантливый французский скульптор Жак-Доминик Рашет. При нем на заводе утвердилось влияние французского искусства с преобладанием классицизма, заменившего изысканность и роскошь барокко и рококо. Для изделий стала характерна строгость, изящная простота и монументальность форм. В декоре преобладали античные орнаменты и сюжеты.
Конец ХVIII века стал временем расцвета русского фарфора, Императорский завод становится одним из ведущих в Европе. Вершину славы Императорского завода составили заказанные Екатериной II роскошные сервизные ансамбли — «Арабесковый», «Яхтинский», «Кабинетский», насчитывающие до тысячи предметов. Также в золотой фонд той поры входят скульптурные портреты государыни и многофигурные настольные украшения, прославляющие ее деяния.
С одобрения Ее Величества на заводе зародилась традиция изготовления скульптур для серии «Народы России». В дальнейшем серия дополнилась фигурами промышленников, ремесленников и уличных торговцев. На заводе также выпускали расписные вазы и аллегорическую живопись. «Екатерининский фарфор» современники ценили так же, как картины и скульптуры великих мастеров.
Павел I (1796–1801) унаследовал интерес матери к фарфоровому искусству. Он обеспечивал завод крупными заказами, бывал здесь сам и с удовольствием показывал его своим высоким гостям. Сервизы павловского периода более камерные и не столь пышные. При Павле в моду вошли малые сервизы— сервиз «Тет–а–тет» на две персоны и сервиз «Солитер» на одну персону.
Последним сервизом ХVIII века оказался сервиз, заказанный Павлом I для Михайловского замка. По воспоминаниям камер-пажа: «Государь был в чрезвычайном восхищении, многократно целовал росписи на фарфоре и говорил, что это один из счастливейших дней его жизни».