История завода
- 1744 - 1762
- 1762-1801
- 1801-1825
- 1825-1894
- 1894-1912
- 1920-1940
- 1941-1945
- 1950 – 2000
- Наши дни
-
1744 - 1762Изобретение русского фарфора. Создание Невской порцелиновой мануфактурыПодробнее
Фарфоровое производство в России зародилось при императрице Елизавете Петровне (1741-1761). В 1744 году русский министр Николай Корф заключил договор с Христафом-Конрадом Гунгером о создании в Санкт-Петербурге фарфоровой мануфактуры. Для этого Гунгера, якобы владеющего тайной производства фарфора, тайно вывезли в Россию из Швеции.
«Невская порцелиновая мануфактура» стала третьим в Европе предприятием по производству фарфора. Организацию и надзор за ней поручили барону Ивану Черкасову, управляющему Кабинетом Ее величества. В конце 1744 года для работ на Порцелиновой мануфактуре был откомандирован горный инженер Дмитрий Виноградов (1720-1758). Именно ему принадлежит заслуга изобретения русского фарфора.
-
1762-1801Расцвет русского фарфора при Екатерине II и Павле IПодробнее
С воцарением Екатерины II (1762–1796) мануфактура была реорганизована и с 1765 года стала называться Императорским фарфоровым заводом. С этого момента все изделия завода маркировались вензелем правящего монарха.
Во времена Екатерины на заводе трудился талантливый французский скульптор Жак-Доминик Рашет. При нем на заводе утвердилось влияние французского искусства с преобладанием классицизма, заменившего изысканность и роскошь барокко и рококо. Для изделий стала характерна строгость, изящная простота и монументальность форм. В декоре преобладали античные орнаменты и сюжеты.
-
1801-1825Реорганизация предприятия при Александре I. «Гурьевский сервиз»Подробнее
В период царствования Александра I (1801–1825) заводом управлял граф Дмитрий Гурьев, который провел большую реорганизацию производства.
Гурьев не жалел средств для привлечения на завод лучших отечественных и иностранных мастеров. Заведовать скульптурной палатой назначили профессора Академии художеств Степана Степановича Пименова, одного из выдающихся мастеров своего времени. Также были приглашены лучшие живописцы из Севрской фарфоровой мануфактуры во Франции.
-
1825-1894Эпохи Николая I и Александра II. Расцвет эклектикиПодробнее
Фарфор времен Николая I (1825–1855) отличался виртуозной живописью. На вазах мастерски воспроизводились полотна «старых» мастеров — Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Корреджо, Мурильо. Копии поражали точностью и тонкостью линий. Развитие получили также портретная, иконная и миниатюрная живопись на вазах и пластах.
Стиль эклектика, господствовавший в эту эпоху в отечественном искусстве, давал огромное многообразие форм и сюжетов: античных, готических, восточных, древнерусских. Особое внимание уделялось изготовлению парадных ваз и многопредметных сервизов для императорских и великокняжеских резиденций.
-
1894-1912Эпохи Александра III и Николая II. Русский модернПодробнее
Новый импульс для развития завод получил при Александре III (1881–1894), считавшем распространение искусства делом государственной важности. Заводские специалисты ездили в командировки на лучшие фарфоровые предприятия Европы, на Императорском заводе появились новые машины и станки, были построены современные горны.
При Александре III завод получал заказы на создание крупных сервизов: «Коронационного» и «Рафаэлевского». Некоторые из рисунков правил лично император. Художественные предпочтения Александра III, любившего китайские и японские вазы, терракоту, цветную глазурь, подглазурную живопись, в значительной степени отразились на общем стиле завода той поры.
-
1920-1940Октябрьская революция и довоенные годы. Агитационный фарфор и супрематизмПодробнее
В 1918 году предприятие национализировали. Теперь уже Государственный фарфоровый завод перешел в ведение Народного комиссариата просвещения. Перед заводом была поставлена задача: производить «агитационный фарфор в высоком смысле этого слова — революционный по содержанию, совершенный по форме, безупречный по техническому исполнению».
Фарфор 20-х годов ХХ века — интереснейшая страница в истории декоративно-прикладного искусства. В нем с исторической точностью и абсолютной правдивостью отражены настроения первых лет пролетарской революции. Фарфор, который ранее был доступен только узкому кругу лиц, стал первым, самым ярким и образным глашатаем идей революции.
-
1941-1945Годы войны и эвакуации. Создание кобальтовой сеткиПодробнее
Через два месяца после начала Великой Отечественной войны, 22 августа 1941 года, большая часть оборудования Государственного фарфорового завода им. Ломоносова и многотысячная коллекция заводского музея были эвакуированы в город Ирбит Свердловской области. В кратчайшие сроки там был налажен выпуск автосвечей для двигателей внутреннего сгорания танков и другой военной техники.
В Ленинграде перед зданием завода на Неве встали три военных корабля. Художники завода участвовали в их маскировке, используя для камуфляжа фарфоровые краски. Пока не закончились запасы топлива, завод производил посуду для госпиталей Ленинграда.
-
1950 – 2000Послевоенный период, изобретение костяного фарфораПодробнее
В 60-е годы «хрущевской оттепели» завод вновь обратился к девизам 20-x годов: «Искусство — в быт» и «Искусство — в производство». После помпезности и чрезмерного украшательства сталинского периода вернулся интерес к белому фарфору, к работе над формой и конструктивному лаконизму изделий.
В эти годы в число ведущих мастеров декоративно-прикладного искусства страны выдвигаются Нина Славина и Инна Олевская, которые расширили представление о фарфорe созданием грандиозных многопредметных композиций.
-
Наши дниТрадиции и современностьПодробнее
Бережное использование наследия прошлого, непрерывность развития и постоянное обновление традиций художественного творчества по-прежнему являются неотъемлемой чертой петербургской фарфоровой школы.
Это можно увидеть в работах художников И. Олевской, Т.Афанасьевой и Г.Шуляк, Н.Петровой и О.Матвеевой, М.Сорокина и С.Соколова. Каждый из них выработал свой уникальный фарфоровый почерк, создавая продукцию с маркой «ИФЗ», полную живописной глубины и эмоциональных образов. И по сей день Императорский фарфоровый завод остается заводом высокого искусства фарфора.