Имя Александра Васильева – синоним стиля. Особенности его многогранной и яркой личности – интеллект, широта кругозора, эрудиция, оптимизм, страсть к коллекционированию – гармонично переплелись и расцвели благодаря рано и точно привитому в детстве вкусу. Весь жизненный путь Александра посвящен культуре и творчеству. Он родился в известной театральной семье. Отец - член-корреспондент Академии Художеств, был главным художником московского театра Моссовета, мать – драматической актрисой и профессором Школы-студии МХАТ, поэтому решение связать свою жизнь с искусством стало для Васильева естественным и закономерным.
Первая коллекция из серии «История моды», произведенной на ИФЗ, называется «Прелестница» и включает в себя шесть чайных пар на форме «Гербовая», созданной на заводе в середине XIX века и восстановленной по музейному образцу из собрания Государственного Эрмитажа. Сочетание белоснежного фарфора с цветными рисунками в виде старинных модных иллюстраций XIX столетия из личной коллекции маэстро придает чайным парам парадный вид и современное звучание. Сегодня эти гравюры с изображением и кратким описанием нарядов той поры, вручную раскрашенные акварелью, являются библиографической редкостью и бесценным историческим свидетельством ушедшей эпохи.
Вот как рассказывает о проекте идейный вдохновитель и автор творческого замысла Александр Васильев: «Я всегда любил рукотворные вещи – предметы, диковинки, новые формы. Антикварный русский фарфор всегда был частью жизни. В нашей семье хранилось немало старинных изделий из этого материала. Любовь к истории моды подарила мне великолепную идею объединить эти два увлечения. Именно так родилась мысль репродуцировать старинные иллюстрации из моей коллекции на великолепных чайных чашках работы Императорского фарфорового завода для того, чтобы превратить чаепитие в изысканный и увлекательный ритуал. Разнообразная в цветовом решении окантовка чашек и блюдец может быть прекрасно скомбинирована с интерьером вашей гостиной и столовой».
В настоящее время Императорский фарфоровый завод и Александр Васильев готовят к выпуску серию фарфора «Денди» с изображением модников XIX века, а в планах – создание коллекции сервизов на тему «История моды» XIX и XX столетий. Перед обладателями уникальных произведений вереницей пронесутся годы, моды, цвета и меняющиеся формы, а гарантией качества станет личный знак мэтра – «Лилии Александра Васильева», расположенный на донышке каждого предмета. Таким же знаком качества отмечаются не только коллекционный фарфор, но и ювелирные украшения, парфюмерия, предметы гардероба, интерьера и другая продукция класса «люкс», созданная под брендом «Лилии Александра Васильева», что дает аудитории возможность свободно ориентироваться в огромном выборе элитных изделий.
Разнообразие образов, воплощенных на чашках и блюдцах, позволит собрать эксклюзивную и полную коллекцию, которую можно использовать как в качестве парадного сервиза, так и в виде миниатюрного «tea-а-tеt». Обладатели произведений искусства из новой серии получат эстетическое удовольствие от чаепития и полученных знаний в области истории моды, возможность перенестись в прошлое императорской России – эпоху, когда семейственность и традиции ставились во главу угла, когда из поколения в поколение передавались семейные реликвии, в том числе и фарфор.
Традиция художественного поиска на Императорском фарфоровом заводе зародилась в конце XIX – начале XX века. Привлечение художников объединения «Мир искусства» Валентина Серова, Константина Сомова, Евгения Лансере и Сергея Чехонина позволило открыть самостоятельную «авторскую» линию и расширить ассортимент продукции предприятия.
На протяжении последних лет ИФЗ успешно сотрудничает со многими известными современными авторами – Михаилом Шемякиным, Александром Флоренским, Анатолием Белкиным, Евением Гришковцом, Стасом Наминым, Олегом Пархаевым, Юрием Норштейном, Андреем Макаревичем и другими. Их проекты, исполненные в фарфоре, дополняют широкую линейку изделий, выпускаемых предприятием. Для любого творца работа с новым неизведанным материалом – это эксперимент. Фарфор – своего рода, «tabula rasa» для художников, предоставляет неограниченные возможности для творчества и самовыражения.