ФОТО АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
Традиция изображения цветов и плодов на изделиях из фарфора зародилась в Китае. Там же в X–XII вв. произошел расцвет ботанической росписи, получившей свое название благодаря крайне натуралистичной рисовке. С увеличением экспорта китайского фарфора в Европу мода на флоральный декор распространилась повсеместно.
Вот уже почти три века цветочная роспись является одним из традиционных для отечественного фарфорового искусства мотивов, получая новое развитие как в императорской России, так и ее советском периоде.
Современные авторы-фарфористы также находят вдохновение в образах флоры, создавая изделия с ручной цветочной росписью. MyDecor побеседовал с художниками
ФОТО АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
Штучные галерейные вещи кисти ведущих художников Императорского фарфорового завода можно приобрести в свою коллекцию в Галерее современного искусства фарфора в Санкт-Петербург по адресу: пр. Обуховской обороны, д. 151.
Мария Матвеева, художник:
Флоральный декор в декоративно-прикладном искусстве имеет многовековую историю. Цветочная тема — одна из главных в моем творчестве. На мой взгляд, фарфор и цветы словно созданы друг для друга, и на нашем предприятии это давняя хорошая традиция. Так, например, первый русский столовый ансамбль, изготовленный на Императорском фарфоровом заводе, был богато украшен лепными цветочными гирляндами.
ФОТО АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
Разрабатывая новую тематику росписи, я опираюсь на собственное чувство и одновременно на образ формы, с которой работаю. Так происходит диалог между фарфоровым предметом и художником. Особенностью росписи на фарфоре является поиск композиции, сочетание цветового пятна и графики, которые бы наиболее точно подчеркнули форму. Богатство декора может быть дополнено нанесением краски из драгоценных металлов — золота, серебра и платины.
Сервиз «Южный вечер», роспись Марии Матвеевой, Императорский фарфоровый завод.
ФОТО АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
Мне нравится экспериментировать, сочетать контрастные цвета, создавать «активные» цветочные композиции. Фарфор — благородный и очень отзывчивый материал, на котором возможно воплотить практически любую художественную идею: перепрочесть классику, народные промыслы и орнамент или создать что-то исключительно новое, в духе нашего времени.
Сервиз «Розовый вечер», роспись Марии Матвеевой, Императорский фарфоровый завод.
ФОТО АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
Татьяна Чапургина, ведущий художник, заслуженный художник РФ:
Флора — это неиссякаемый источник вдохновения. Идея создания персональной фарфоровой чашки с цветочным декором, живущей вне сервиза, как бы «сама по себе», пришла ко мне в 2020 году. Современный человек, с одной стороны, большой индивидуал, с другой — очень озабочен своим здоровьем. Объединить две эти концепции мне удалось в серии чайных пар «Целебные травы». Каждое изделие из этой серии существует в единственном экземпляре, а благодаря технике подглазурной росписи декор невозможно копировать. Попытка точного воспроизведения провалится, но это отчасти и хорошо — ведь мы получим совершенно новое изделие, только немного вдохновленное прежним. В настоящее время я являюсь единственным художником Императорского фарфорового завода, который работает в этой технике на тонкостенном костяном фарфоре.
Тарелка, роспись Татьяны Чапургиной, Императорский фарфоровый завод.
ФОТО АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
Работая над этим проектом, я вдохновлялась цветами с русских обочин, символами русского модерна — репейниками и колючками. Я нахожу их очень выразительными, живописными растениями. Иногда для решения творческих задач внешней поверхности чашки бывает недостаточно, и тогда я помещаю портрет цветка на дно. Думаю, что в таком «цветочном чае» есть что-то символическое, даже сакральное.
Ваза «Ранняя весна», роспись Татьяны Чапургиной, Императорский фарфоровый завод.
ФОТО АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
Ольга Будашова, ведущий художник:
Цветочный декор вне времени. Тот образ флоры, который я создаю в своем творчестве, стилистически созвучен с модерном. Моя интерпретация этого течения с позиции современного художника — в том, чтобы создавать не только предметы искусства, но и интерьера. Так, на декоративных блюдах и вазах «расцветают» цветочные композиции с мягким колоритом. На мой взгляд, именно приглушенность цвета, его особая нежность, подчеркивает самодостаточность фарфора.
Ваза «Когда цвели сады», роспись Ольги Будашовой, Императорский фарфоровый завод.
ФОТО АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
Знаете, в масляной живописи существует негласное правило, которое нарушают лишь немногие смельчаки: взять и вдруг не закрасить весь холст целиком. Фарфористы в этом плане намного свободнее, мы с большим энтузиазмом оставляем фарфоровый «холст» белым. Но даже это безмолвие все равно звучит мелодией летнего сада или тропического леса.
Тарелка «Дама в шляпе», роспись Ольги Будашовой, Императорский фарфоровый завод