В этом году исполняется 280 лет легендарному Императорскому фарфоровому заводу — гордости нашей страны. Вспоминаем самые интересные факты из истории прославленного предприятия, которое совершило настоящую революцию в фарфоровой промышленности
8 апреля 2024
В России мало предприятий, история которых насчитывает не одно и не два столетия.
На протяжении многих веков человечество улучшало материалы, из которых делалась посуда и другие предметы быта. Сначала керамику придумали обжигать, а потом и покрывать стеклом, декорировать красками. В XIII веке в Европе появляется особый вид керамики — китайская диковинка под названием «фарфор». Стоил он так дорого, что даже с осколками люди не желали расставаться. Кусочки фарфора обрамляли и носили на цепочке как самое модное украшение. Фарфору приписывают и магические свойства. В некоторых легендах материал предупреждает героя о наличии яда в еде или напитке — фарфор темнеет.
В конце 1960-х годов в лаборатории Ленинградского фарфорового завода им. М. В. Ломоносова кипела работа. Директор предприятия Александр Соколов, известный новатор, поставил технологам сложнейшую задачу — создание костяного фарфора. До того момента никто в нашей стране таких экспериментов не проводил.
В XVIII веке в Англии была разработана рецептура фарфора костяного, и страна долгое время оставалась единственным поставщиком изделий из этого материала. Свое название костяной фарфор получил благодаря наличию в составе фосфата кальция — золы из костей крупного рогатого скота. Этот компонент творит настоящее волшебство: благодаря ему изделия выходят легкими, изящными и особенно прочными. Также этот вид фарфора отличается от своего «обычного» собрата восхитительной белизной. Если легонько постучать по изделию деревянной палочкой, оно отзовется звонкой, приятной мелодией. Такой прием, кстати, позволяет выявить брак, если фарфор звучит «не так».
С XVIII века «дело порцелина» пережило в России множество исторических вех. Костяной фарфор появился на заводе только спустя два столетия после основания предприятия. 1960-е годы в нашей стране — это время грандиозных свершений и новшеств. Проводятся экономические реформы, большое внимание уделяется промышленности и науке. В апреле 1961 года состоялся первый полет человека в космос. Подобные события воодушевляли настолько, что, казалось, для советского человека нет ничего невозможного.
В 1965 году директор ЛФЗ им. Ломоносова Александр Сергеевич Соколов включен в состав делегации для поездки в Англию по обмену опытом. Там он знакомится с костяным фарфором, и создание такого материала в СССР становится лишь вопросом времени.
Через два года непрерывной работы технологи одолели задачу. Самая первая чашка, разработанная Эдуардом Криммером, была выпущена в мае 1967 года, что и предопределило ее название. Толщина стенки у такой чашечки — всего 1 мм (а старожилы завода вспоминают, что толщина опытной чашки была и того меньше). Кстати,
Уже в апреле 1969 года, 55 лет назад, на заводе открылся цех костяного фарфора. Изящество, невероятно тонкий слой глазури (она наносится пульфоном), воздушность — это уникальные качества изделий из тонкостенного костяного фарфора. Благодаря им знатоки сравнивают отечественный костяной фарфор со старинным сортом китайского фарфора под названием «яичная скорлупа».
Тонкостенный костяной фарфор оценили по достоинству на государственном уровне. Изделиям был присвоен Государственный знак качества, а группа сотрудников завода в 1980 году была удостоена Государственной премии СССР в области науки и техники. В том же году в Москве состоялась Олимпиада, и ее гости, как отечественные, так и иностранные, с большим удовольствием увозили с собой сувениры из костяного фарфора с маркой «ЛФЗ».
Ответственность при производстве «кости» очень высока, поэтому каждое изделие проходит на заводе многоэтапный контроль качества, чтобы ни одна «мушка» не пролетела. Часть изделий выпускают нерасписанными, добавляя только лаконичную золотую кайму. Другую часть декорируют шелкотрафаретной деколью или передают в бережные руки живописцев для ручной росписи.
Сегодня история костяного фарфора на ИФЗ продолжается. Предприятие выпускает более 17 видов форм из костяного фарфора (а видов росписи — не счесть!): от крохотных чашечек для эспрессо до больших бокалов, сервизов и скульптур. И спрос на коллекции из костяного фарфора непрерывно растет. Настолько прекрасен и хорош этот материал, что совсем нетрудно поверить в его магические силы.